Елена Качкуркина
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Именно формирование математических представлений о свойствах, логико-математических отношениях во взаимосвязи, способах изменений и преобразований объектов в пространстве и времени, в количественных характеристиках, о делении на части и воссоздании целого из частей, развитие познавательно-исследовательских умений реализует цель познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном учреждении способствует: развитию любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов, навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, учебных умений; овладению математической терминологией; развитию познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того, в какой мере, на каком уровне заложены элементарные математические представления в дошкольном детстве, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития ребёнка, успешность его продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными представлениями из области математики имеет важный воспитательный аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности, внимательности, усидчивости, дисциплинированности, способствует формированию у них целенаправленности, ответственности.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :
- Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
- Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
- Владеет математической терминологией
- Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
- Владеет простейшими графическими навыками и умениями
- Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Результатами освоения элементарных математических представлений являются общее развитие познавательных процессов. Способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются возможностью самостоятельно познавать мир.
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как компоненты игровой технологии - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала, поэтому они обязательно должны включаться в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.