Гульназ Пантелеева
Формирование логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность вопроса развития логического мышления старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. Поэтому логическое мышление дошкольников необходимо развивать не только для выработки определенных математических умений и навыков. Детям старшего дошкольного возраста на занятиях понадобится применение таких мыслительных операций как умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др., А. Н. Леонтьева, Рубинштейна, Е. А. и др., неоднократно подчеркивали ведущую роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. А Леонтьев, Выготский, Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В последствии в школе таким детям будет проще, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Мышление присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, воображении, внимании, речи, памяти и является одним из высших форм деятельности человека.
Публикация «Формирование логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
С помощью мышления дошкольники познают окружающий мир во всем его многообразии, свойствах и отношении. Работа по формированию логического мышления строится поэтапно, начиная с младшего дошкольного возраста, когда формируется наглядно-действенное мышление, затем наглядно образное, и лишь к старшему возрасту словесно-логическое
1. Формирование наглядно-действенногомышления (познание с помощью манипулирования предметами,
2. Формирование наглядно-образногомышления (познание с помощью представлений предметов, явлений,
3. Формирование словесно-логического мышления (способность и умение ребёнка оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений, это умение самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Так как еще Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, «зону ближайшего развития» ребенка, то и развитие логического мышления целесообразнее формировать именно через игровую деятельность. Стартовые игры несут в себе предметно-манипуляционные характеристики, сюда относятся простые игры типа собирания пирамиды, построения дома из кубиков и так далее. Затем идут интеллектуальные игры, особо важная роль отдается математическим видам игры.
Поэтому целью работы в данном направлении является создание условий для формирования логического мышления у старших дошкольников посредством организации логических игр.
Игры могут непосредственно включаться в занятие или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей.
Деятельность в данном направлении строится на основных педагогических принципах:
• Систематичности
• Последовательности
• Доступности
• Природосообразности
• Целостности
Все логические игры можно условно разделить на несколько категорий:
1. Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку руки к письму. К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками. Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму, а так же формируют пространственное мышление.
2. Математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики. Способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
3. Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Примером могут служить загадки, загадки-шутки, игры «Скажи наоборот» и т. д.
4. Настольные логические игры и головоломки. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий. К настольным играм можно отнести лото, домино, шашки, шахматы, игры со спичками, игры со счётными палочками, кубик Рубика, геометрические головоломки, кроссворды, сканворды, пазлы, лабиринты, змейка, ребусы, шарады, и т. д.
Формирование предпосылок по развитию логического мышления целесообразно начинать уже с младшего дошкольного возраста в играх : «Разрезные картинки», «Сложи квадрат» из 2-4 частей разными способами, «Собери пазлы», «Подбери узор» и другие. В средней группе расширяется содержание работы. В старшей группе дети знакомятся с играми более сложного содержания.
Игра с кубиками «Сложи узор», разработанная известным российским педагогом Борисом Павловичем Никитиным – одна из самых востребованных. На начальном этапе учимся по схемам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Следует отметить, что складывание головоломки по схеме ни в коей мере не ограничивает ребёнка в свободе творчества. Поняв, что из разных геометрических фигур путём приложения могут получаться различные предметы, животные и т. п., дети начинали придумывать собственные постройки из 9, затем 16 кубиков, каких ещё нет в схемах, т. е. выполнять творческую работу.
Для ознакомления со свойствами геометрических фигур и формированию предпосылок к элементарному программированию, составлению простейших алгоритмов следует использовать игры с логическими блоками Дьенеша. С детьми младшего возраста используются простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры «Найди все фигуры (блоки, как эта» (по цвету, по размеру, по форме, затем задания усложняются: «Найди не такую фигуру, как эта» (по цвету, форме, размеру). В среднем возрасте можно предложить новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены условными обозначениями на карточках (т. е. обучение чтению простейшего алгоритма).
В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать наиболее сложные игры на разбиение по двум и трём свойствам геометрических фигур. Как вариант логических игр с блоками Дьенеша в этом возрасте - игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Такие игры помогают развивать внимание, память, образное мышление, а также обучают операциям синтеза и анализа. В игре с двумя обручами развивается умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не»,«и»,«или».В процессе игры с тремя обручами решается более сложная задача классификации блоков по трём свойствам.
Активное использование набора Дьенеша не только в игровой деятельности, но и на занятиях по развитию речи, математике, по ознакомлению с окружающим миром и по физическому развитию способствует активизации мыслительной деятельности, лучшему усвоению материала, развитию творческих способностей.
Так, например, на занятиях по развитию речи с помощью блоков дети моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа. Используя блоки Дьенеша, символически обозначаю главных героев. За основу берутся известные русские народные сказки. Подобным образом обыгрываются сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша дети закрепляют представление о размерах животных. Так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим, а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). Вместе со старшими дошкольниками сочиняем свою собственную сказку.
Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Рассказываю сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства). Сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.
Включение игр с блоками Деньеша в содержание занятий по математике способствует закреплению понятия формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.
Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников - рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный торт, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.
Для лучшего усвоения материала целесообразно включать игры с блоками в занятия по ознакомлению с окружающим миром. Например, рассказывая ребятам о родном крае, его особенностях, в том числе о характерных диких животных, о символике родного края, важно, внимание детей обращать на то, что детали символов напоминают геометрические фигуры и предложить воспитанникам самим сложить знакомые символы, выложить из геометрических фигур изображения животных, по заданной схеме используя блоки. После выполнения задания можно попросить детей назвать фигуры, из которых сложено то или иное животное, а также посчитать их.
Развивающие блоки Дьенеша помогают сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию, если организовывать его как серию подвижных игр, игр - эстафет с геометрическими фигурами, либо игр на ориентировку в пространстве (блоки используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).
При организации сюжетно-ролевых игр так же можно использовать логические блоки Дьенеша, где блоки – это, например, деньги в игре «Магазин». Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка).
Также в работе с детьми эффективно использовать развивающие игры «Танграм» и «Пифагор». Вначале воспитанники учатся анализировать рисунок, схему (из каких фигур состоит, где они расположены, затем переходим к упражнениям по составлению более сложных фигур и предметов по расчлененному чертежу, затем по частично расчлененной схеме.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность.
Таким образом, использование логико-математических игр приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышенного уровня знаний.