Виктория Серенко
Формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста проявляют разную степень лидерской активности воздействия на окружающих их сверстников, а само понятие «лидерство» вполне правомерно употреблять относительно детей указанного возраста, так как в этот период ребенок – полноценная и развивающаяся личность. Понятие «ребенок-лидер» трактуется как активный, инициативный, предпочитаемый другими ребенок.
Публикация «Формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Важными условиями формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста являются : педагогическое стимулирование лидерства; коллективные формы деятельности (конкурсы, праздники, соревнования, КТД и т. п., проблемные ситуации, активная поисковая деятельность и др.
Весьма полезным при формировании лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста может быть правильно организованное детское самоуправление. Так как участие в жизнедеятельности коллектива готовит дошкольников к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Таким образом, происходит приобретение ребенком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности, а значит в развитии лидерских качеств.
В процессе развития позитивных лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить работу по формированию самооценки ребенка. Так как критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога и родителей, которые, к сожалению, далеко не всегда бывают объективны.
Для развития способностей и возможностей детей, их интеллектуального роста и лидерского потенциала важен спектр качеств самого педагога, а именно: глубокое знание предмета, осведомленность в смежных дисциплинах; склонность к инновациям, исследовательской работе и творчеству; интерес к нестандартным формам организации образовательного процесса; уважение права ребенка на свою точку зрения; способность принять другого человека; для содействия формированию лидерской позиции он сам должен демонстрировать лидерское поведение : разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий и пр.
Работа в русле данной проблемы будет более эффективна, если организовать педагогическое просвещение родителей дошкольников, вооружать их методическими рекомендациями по решению данной проблемы.