Папки-передвижки

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Любовь Казакова
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы»

Исследовать- значит видеть то,

что видели все,

и думать так, как не думал никто.

А. Сент- Дьёрдьи

Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Публикация «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы» размещена в разделах

Огромную роль в этом играет классный руководитель. На современном этапе методика работы с детьми строится в направлении личностно -ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим проектную деятельность в рамках курса «Окружающий мир».

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочные работы проводятся в кабинете, в природе, в музее разного типа и т. д. Они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий. Значительное внимание этому вопросу уделяется в проектной исследовательской деятельности. Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирования тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно оценивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность содержит как групповой, так и индивидуальный ход. Курс «Окружающий мир» включает большое количество экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.

Несколько примерных направлений проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности её организации.

Примерные направления проектной деятельности Формы и особенности организации проектной деятельности

Объект исследования: объекты и явления природы

Ядовитые дикорастущие растения своего региона Индивидуальная (д/з,

Групповая (экскурсия)

Объект исследования: деятельность человека в природе

Правила поведения в экосистеме Индивидуальная (д/з,

Групповая (экскурсия)

Объект исследования: организм человека

Связь между состоянием природы и здоровьем человека Индивидуальная (беседа с родителями, изучение литературы)

Изменение частоты пульса в течение суток Индивидуальная (д/з)

Изменение температуры тела в течение дня Индивидуальная (дополнительные задания)

Режим дня младшего школьника Групповая, индивидуальная

Рациональное питание младшего школьника Групповая

Источники шума вокруг нас Групповая, индивидуальная

Объект исследования: наша безопасность

Правила дорожного движения Индивидуальная (д/з, дидактические игры,

Групповая (беседа с инспектором ГИБДД, экскурсия)

Объект исследования: экологическая безопасность

Защита от загрязнения воды Индивидуальная (д/з,

Групповая (экскурсии, проведение опытов, наблюдение)

Системно, последовательно, углубленно продолжается работа над проектами, связанными с содержанием курса «Окружающий мир», в рамках клубов «Если хочешь быть здоров - правильно питайся, «Я – исследователь».

Клуб «Если хочешь быть здоров- правильно питайся

Занятия, реализуемые в рамках программы, содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты и исследования, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов, деловые игры, общение с природой, необходимыми для развития навыков ребёнка. На компьютере дети составляют диафильмы из картинок по теме здорового и безопасного образа жизни.

Изучаются такие темы: «Поговорим о продуктах», «Еда- наш друг, еда- наш враг», «Давайте узнаем о продуктах. Витамины», «Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания»,«Поговорим о кулинарных волшебниках».

Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания.

Задачи:

- закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

- развивать творческие способности детей, поисковую деятельность, развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру;

- воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

Дети в рамках клуба работали над проектами по темам : «Витамины», «Влияние полости рта на здоровье зубов» (Приложение, «Выращиваем овощи», «Шоколад», «Правильное питание как элемент здорового образа жизни» др.

Клуб «Я – исследователь».

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- формирование представления о красоте природного мира, о положительном и отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли;

- формирование и развитие способов деятельности работы с информацией : способность разработать стратегии поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления (познавательные универсальные учебные действия);

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Исследование- ведущий способ контакта с окружающим миром и даже шире- стиль жизни, способ развития поведения, основанного на проявлении поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка. Она стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении и реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, а так же ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Для обеспечения свободы и расширения поля выбора были предложены разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые, коллективные и др.) Поэтому все проекты были разные и интересные. При оформлении проектов учащиеся активно сотрудничали с членами своей семьи. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом- презентация (защита) проекта- способствовали формированию метапредметных коммуникативных умений.

Дети в рамках клуба подготовили проекты по следующим темам, связанные с ведением здорового образа жизни : «Физкультура в жизни человека», «Эмоции и здоровье»,«Как бороться с бессонницей» (опирались на материал Ступницкой М. А. Что такое учебный проект, «Моё увлечение –гимнастика» и др.

На занятиях клуба учащиеся познакомились с понятием здоровый образ жизни, его функциями и значением, расширили знания о профилактике заболеваний. Показали влияние вредных привычек на здоровье человека. Закрепили знания о влиянии физкультуры и спорта в жизни людей.

• Конечным результататом над проектной деятельностью по данной проблеме является сформированность у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.

Использованная литература:

1. А. Маслоу. Мотивация и личность. СПб., 2006

2. Гигиенические требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. А. Плешаков. «Окружающий мир». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, 3 класс

4. В. Н. Просвиркин. Преемственность в системе непрерывного образования : Теория и психология, М. 2007

5. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

6. В. Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011

7. О. В. Дыбина. Ребёнок в мире поиска. – М. : ТЦ Сфера, 2005

8. Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова. Здоровьесберегающая деятельность : рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2012

9. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? – М. : Первое сентября, 2010

Приложение

Исследовательский проект

(групповой)

«Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»

Тема проекта : «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов».

Гипотеза: правильный уход за зубами – гарантия стоматологического здоровья.

Цель проекта : научиться правильно ухаживать за зубами.

Задачи.

Образовательные : обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека.

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Введение

Я верю, что будущее за медициной предупредительной…

Н. И. Пирогов

В современной стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих стоматологических заболеваний.

Профилактика является единственным истинно гуманным разделом стоматологии и медицины в целом, так как она направлена на сбережение здоровья, органов и систем.

Именно правильный уход за зубами (каким бы на первый взгляд это ни показалось малозначительным) играет большую роль в поддержании здоровья всего организма). Незнание этих прописных истин приводит к заболеваниям полости рта и организма в целом. Считаем, что школьникам необходимо соблюдать правила ухода за зубами и полостью рта – это будет способствовать профилактике стоматологических заболеваний.

этап. Подготовительный.

На этом этапе поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты для учащихся класса.

. этап. Исследовательская часть.

Вопросы анкеты:

№ п/п Уход за полостью рта Ответы

1 2 3

1 Чистишь ли ты зубы каждый день? Да Нет

2 Сколько раз ты чистишь зубы? Один Два

3 Продолжительность твоей чистки зубов? Меньше 3 минут 3 минуты

4 Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов? Да Нет

5 Полощешь ли ты ротовую полость после приёма пищи? Да Нет

6 Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приёма пищи? Да Нет

7 Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год? Да Нет

Инструкции к анкете: подчеркни ответ, с которым ты согласен.

В анкетировании участвовало 23 человека.

Полученные результаты и выводы приведены в таблице:

Уход за полость рта Количество человек

Чистят зубы каждый день 23

Чистят зубы один раз в день 16

Чистят зубы два раза в день 7

Чистят зубы меньше 3 минут 20

Чистят зубы 3 минуты 3

Очищают поверхность языка при чистке зубов 3

Полощут ротовую полость после приёма пищи 10

Пользуются жевательной резинкой после приёма пищи 10

Посещают стоматолога 2 раза в год 12

Выделено 3 человека, которые соблюдают все правила гигиены полости рта.

После проведенного анкетирования обратились за помощью к специалисту – к стоматологу, чтобы он помог проанализировать результаты анкетирования и обследования здоровья зубов и полости рта (учащихся класса).

Полученные результаты и выводы свидетельствуют о следующем:

1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта в полном объеме, имеют здоровые зубы (3 человека).

2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем больше проблем со здоровьем зубов и полости рта (20 человек).

3. У большинства учащихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.

. этап. Обобщение материала.

Учащиеся, принимавшие участи в анкетировании, были ознакомлены с результатами исследования. Полученные результаты расстроили детей, и они высказали пожелания больше узнать о правилах ухода за зубами и полостью рта.

Нами были предложены следующие темы для самостоятельной подготовки:

1. Строение зубов.

2. Правила гигиены полости рта.

3. Как прожить без кариеса?

Учащиеся изъявили желание подготовить доклады для классного часа, а некоторые решили готовить проекты по предложенным темам.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Эта работа помогла нам расширить знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеемся, что проделанная работа поможет одноклассникам сохранить свои зубы здоровыми.

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни у детей 3– 4 лет Формирование здорового образа жизни является одной из важнейших задач воспитания ребенка. Для решения данной проблемы применяются следующие.

Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями Слайд 1 Слайд 2 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,.

Формирование культуры здорового образа жизни на примере Л. Н. Толстого Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало.

Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Цель: Определить и обосновать.

Формирование у младших школьников с ОВЗ навыков безопасного и здорового образа жизни .

Формирование экологической культуры и основ здорового образа жизни посредством использования фольклора ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА. Федорцова С. А., воспитатель МБДОУ Д /с.

Обобщение опыта по теме «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»Обобщение опыта по теме «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната» Проблема сохранения здоровья младших школьников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Работая воспитателем.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» «ДЕТСКИЙ САД № 245» г. БАРНАУЛА. Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. (обобщение опыта работы).

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу!» Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу!» Цель программы: создать благоприятные условия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 13:51
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД