Ирина Артамонова
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«Я здоровье сберегу!»
Цель программы : создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и использованию полученных знаний на практике.
Задачи программы :
Публикация «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни „Я здоровье сберегу!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
• сформировать у детей представление о позитивных факторах, влияющих на их здоровье;
• научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать детям представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
• дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
• обучить детей элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
• организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;
• сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Принципы Программы.
В основу Программы положены принципы :
• Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
• Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
• Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
• Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.
• Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
• Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к игровой, творческой, трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту достижений в каждом виде деятельности.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Рациональная организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников
1. Составление расписания занятий, учебного плана. Сентябрь воспитатель подготов-ной к школе группы
2. Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД, ТБ, ОБЖ 1 раз в квартал воспитатель
3. Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья В течение года воспитатель
Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса
1. Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе занятий физической культурой, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе дополнительного образования, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью) В течение года воспитатель
Воспитатели
2. Преемственность со школой по вопросам, связанных с воспитанием культуры здоровья. В течение года Воспитатели и учителя нач классов
3. Просветительская работа с родителями (лекции, беседы, индивидуальные консультации и т. п.) В течение года Воспитатели
Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса
1 Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состояния во всех помещения согласно санитарным правилам и нормам действующих СанПиН. В течение года Все сотрудники, кто посещает школу
2 Обеспечение постоянного контроля состояния помещений Учреждения, исправность электрических розеток, наличие аптечек, инструкции и журналов по охране труда В течение года РСП
3 Проведение занятий с детьми, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по действиям в чрезвычайных ситуациях В течение года РСП
Воспитатели
4 Отработка действий коллектива в подготовительной школе в чрезвычайных ситуациях Ежегодно РСП
Развитие физической и двигательной активности воспитанников.
1 Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании Ежедневно Воспитатели
Музыкальный руководитель
2. Мониторинг (диагностика) уровня и состояния здоровья для выявления детей групп риска ежеквартально медсестра
3 Дополнительное образование В течение года Воспитатели
Использование воспитательного потенциала совместной и самостоятельной деятельности воспитанников
1. Планирование работы по формированию здоровьесберегающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФГТ. При планирова-нии работы на год РСП
воспитатель
2. Ведение пропаганды ЗОЖ среди детей и родителей. В течение года Воспитатели
Организация работы с родительской общественностью
1. Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча В течение года РСП Воспитатели Специалисты
2. Индивидуальные консультации В течение года Воспитатели
3. Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов и экскурсий совместно с родителями. В течение года Воспитатели инструктор по ФИЗО
4. Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей По мере необходимости воспитатель
Организация совместной деятельности с внешней социокультурной средой
1. Совместная деятельность с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ. При планировании работы на год РСП
воспитатель
Традиционные мероприятия по формированию культуры безопасного здорового образа жизни
1. Ежедневные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные упражнения и подвижные игры, спортивные упражнения, гимнастика пробуждения. Ежедневно Воспитатели
Воспитатели
2. Образовательная деятельность по ФК Три раза в неделю Воспитатели
3. Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей Ежедневно Воспитатели
4. Дни здоровья В течение года Воспитатели
5. Мама, папа, я – спортивная семья! В течение года Воспитатели
6. Спортивные соревнования
«Веселые старты» В течение года Воспитатели
7. Спортивные игры, игры – эстафеты, катание на лыжах В течение года Воспитатели
8. Совместная деятельность с детьми по профилактике ЗОЖ, ДДТТ. В течение года Воспитатели
9. Неделя безопасности дорожного движения Ежеквартально воспитатель Воспитатели
10. Участие в городских спортивных мероприятиях Май Инструктор по ФИЗО
Формы работы с детьми
Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
• Физическая культура.
1. 3 раза в неделю; в том числе на свежем воздухе • Гигиенические процедуры.
• Солнечные и воздушные ванны.
• Проветривание помещения.
• Профилактика ОРВИ и ОРЗ (по плану)
• Совместная деятельность на свежем воздухе 1 раз в неделю Утренняя гимнастика
• Прогулка;
• Двигательная активность на свежем воздухе;
• Игры, спортивные упражнения;
• Спортивные праздники, развлечения;
• День здоровья;
• Неделя здоровья Условия :
• Оборудование для двигательной, игровой деятельности детей в помещениях и на прогулочных участках,
• Спортивная площадка,
• Центры двигательной активности в группах.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название
технологии Определение Особенности методики
проведения
Физкультурная
минутка Динамическая пауза для профилактики
переутомления на занятиях интеллектуального цикла В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.
Подвижные и спортивные игры Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений;
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения
В ДОУ используются элементы спортивных игр
Пальчиковая
гимнастика Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами
Артикуляцион
ная
гимнастика Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении
Бодрящая
гимнастика Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений Формы проведения : на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин.
Гимнастика для глаз Упражнения для снятия глазного напряжения
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога
Дыхательная гимнастика Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы
Стретчинг Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи,2 раза в неделю. Проводит руководитель физ. воспитания
Ритмопластика Система физических упражнений, выполняемых под музыку., способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувства ритма и пластики Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. Проводит руководитель физ. воспитания, муз работник, хореограф
Релаксация Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Проводит воспитатель, руководитель физ. воспитания или психолог
Технологии эстетической направленности Эмоциональное благополучие ребенка Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Гимнастика ортопедическая Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Гимнастика
корриги-
рующая Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений