Лена Гусева
Формирование культуры старших дошкольников посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Защитное слово для аттестации
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, уважаемые члены приемной комиссии.
Разрешите представиться
Меня зовут Гусева Елена Александровна,Работаю воспитателем МАДОУ Дубенский детский сад «Светлячок»
Педагогический стаж 10 лет
Я верю, что самая честная,
доверчивая, любопытная, в общем,
самая лучшая часть человечества
– это дошколята!»
СЛАЙД 2
Разрешите представить вашему вниманию мою квалификационную работу на тему
Публикация «Формирование культуры старших дошкольников посредством дидактической игры» размещена в разделах
««Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством дидактической игры»»
СЛАЙД 3
В работах многих отечественных ученых говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все свойства предметов, замечая их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Изучая методическую литературу, я выбирала наиболее эффективные методы работы с детьми, привлекала родителей к организации предметно-пространственной среды, выступала на педсоветах, представляла свой опыт работы на районном методическом объединение.
СЛАЙД 4
В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях. ФГОС ДО в образовательной области "Познавательное развитие" предусматривает формирование у детей представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. В связи с ухудшением экологического состояния нашей планеты, важной задачей дошкольной педагогики стоит экологическое воспитание детей.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Особое значение в системе экологического образования дошкольников имет
дидактические игры.
Дидактические игры — это игры с готовым-содержанием и правилами.
В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
СЛАЙД 5
Существует множество различных понятий экологической культуры и дидактических игр. Но на мой взгляд более точно дали понятия этим определениям Игнатова, Васильев и Поливанова.
Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. (Игнатова)
Экологическая культура - это деятельность человека в природе, практическое отношение к ней. (Васильев)
Дидактическая игра –это специально созданная, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. (Поливанова)
Слайд 6
В связи с этим мною были определены следующие цели и задачи,
Цель: формирование основ системы экологических знаний и представлений, воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи:
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера;
Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
Повысить педагогическую культуру родителей по вопросу экологического воспитания дошкольников
СЛАЙД 7
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения дидактической игры в образовательную деятельность по экологии, которые позволят реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.
В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.
СЛАЙД 8
Работа по данному направлению я разделила на 3 этапа.
1-этап – это организационный:
• Изучение научно-методической литературы.
• Диагностика по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва 2016г.
• Составление перспективного плана работы с детьми, с семьями воспитанников
• Пополнения предметно – развивающей среды дидактическим материалом и оборудованием для изучения экологической культуры
2- этап – основной:
• Включение дидактических игр по экологическому воспитанию в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников,
• Взаимосвязь с семьями воспитанников по просвещению по данной теме
3- этап-итоговый
• Итоговая диагностика
• Предоставление информации для воспитателей и родителей;
• Обобщение и распространение опыта среди коллег (выступления на педсовете, РМО, в сетевом сообществе)
СЛАЙД 9
На данном слайде представлена диагностика первичная
По ней можно увидеть, что о живой и неживой природе высокое представление у 4 детей (36%, среднее у 4 детей (36%, и низкое у 3 дете (28%).
Отношение к природе у 5 детей высокий процент(46%, средний у 4 детей (36%, и низкий у 2 детей (18%).
Трудовые умения и навыки по уходу за живыми объектами высокий уровень у 5 детей (46%), средний у 4 детей (36%, и низкий у 2 детей (18%)
СЛАЙД 10
Дошкольник – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что «обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры». Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка.
СЛАЙД 11-12
Во время проведения организованной деятельности я стараюсь вызвать у детей интерес к изучаемому материалу для того, чтобы побудить их к дальнейшей самостоятельной деятельности.
СЛАЙД 13
Опыт работы показал, что немаловажную роль в реализации поставленных задач играют родители. Для информирования родителей я провела Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к природе»
СЛАЙД 14 (Диагностика)
Таким образом, проведенные диагностические исследования, позволили сделать вывод:
Уровень представлений о живой и неживой природе высокий у 6 детей (55%, средний у 5 детей (45%, низкий у 0 детей (0%).
Уровень отношения к природе высокий у 6 детей (45%, средний у
3 детей (45%, низкий у 2 детей (10%).
55% (6) - детей самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Действуют планомерно. Делают выводы.
45% (5) - детей в большинстве случаев проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат.
0% (0) детей - включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
Практика использования данного опыта показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, подтверждающие целесообразность использования данного направления в работе.
СЛАЙД 15
В результате моей работы были составлены картотеки по темам:
Дидактическая игра «Чей след?»
Дидактическая игра «Кому принадлежит хвост» ,
Дидактическая игра «С какого дерева упал листок» Собери букет
Дидактическая игра «Экологическое домино»,
Дидактическая авторская игра «Растение – Земли».
Дидактическая игра «Назови птичку»
Лэпбук Жители леса,
Дидактическая игра «Цветочный магазин» Дидактическая игра «Тайна живой природы»
Альбомы на времена года
СЛАЙД 16
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную на игровую деятельность, мы способствуем развитию познавательных способностей в процессе ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. Только через игру ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое место в нем.
Спасибо за внимание!