Светлана Шамбарова
Формирование креативности в процессе музыкально-ритмических движений
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование креативности в процессе
музыкально-ритмических движений»
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Художественная деятельность помогает решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования личности. Она является ярким эмоциональным средством становления маленького человека. Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Публикация «Формирование креативности в процессе музыкально-ритмических движений» размещена в разделах
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкальную деятельность, заложенную природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
Передо мной, педагогом, стоит проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмического творчества, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм воздействия.
Цель: Углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи:
• Формировать основы музыкальной культуры;
• Знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;
• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;
• Учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш, форму произведения;
• Воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;
• Уметь соотносить движения с музыкой;
• Развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);
• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;
• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.
Педагогическая идея состоит в формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли:
• программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»,
• программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»,
• публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой,
• «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной,
• «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой,
• «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот,
• «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства мы соблюдаем системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
5. Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов проводятся консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.
Вся деятельность детей и педагога на занятиях по развитию танцевального творчества проходит через этапы.
1. Начальный этап. Установление контакта. Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как мониторинг, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности, диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др.
Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к танцевальной деятельности проводится и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений используются инсценировки песен.
2. Основной этап. На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями. Сначала это несложные этюды и образы.
В таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.
В ход занятий включаются музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку.
Танцевальные композиции продумываются с учетом не только двигательного развития, но и творчества ( коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Пчелиный оркестр», «Лягушата», «Восточная фантазия», «Моряки», «Театр Карабаса Барабаса» и др.).
3. Этап (заключительный) — анализ деятельности ребенка.
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
Развитие факторов креативности : фантазии; изобретательности; оригинальности; много вариантности.
Приобретаются умения: умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве); умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов); получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.
В реализации опыта использую инновационные технологии:
1. Использование ИКТ позволяет более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
2. Интеграция позволяет объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
3. Здоровьесберегающие технологии, позволяют поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.
В процессе обучения используются несколько методов:
• выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений;
• словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение;
• образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения;
• вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагога состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечивается психолого-педагогическую поддержка семьи. Используются активные формы работы с семьей : консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют интерес. Здесь взрослые превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и музыкальных способностей вцелом.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, активное участие в развлечениях, в детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и муниципальных мероприятиях. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Музыкально-ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Ожидаемый результат:
Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.
Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Литература:
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6- 7 лет)
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. –М. : Айрис-пресс, 2004. –68с.
5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.
6. Каплунова И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68с.
8. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).