Эльвира Бронзова
Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование компетенций безопасного поведения
на дорогах у дошкольников через игровую деятельность.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги всё более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Публикация «Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, речь; закладываются предпосылки для развития словесно – логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов. Сегодня дошкольные организации стремятся обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дорогах и улицах.
Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Под профилактикой ДДТТ - понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части
Именно поэтому одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах должно происходить во взаимодействии с семьей. Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, улицах невозможно решить в рамках одного детского сада, поэтому необходимо обеспечить преемственность между ДОУ и семьей.
Наше дошкольное образовательное учреждение осуществляет функцию по целенаправленному комплексному обучению и дошкольников, и их родителей основам безопасного поведения на улице и дороге.
Цели:
• Сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию поведения в дорожно-транспортных ситуациях;
• Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
Задачи:
• С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
• Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
• Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению;
• Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесенные не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Предметно-развивающая среда в ДОУ по профилактике ДДТТ
Предметно-развивающая среда в МАДОУ по обучению детей Правилам дорожного движения способствует познавательному развитию ребенка, установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Условия для самостоятельной деятельности :
Для организации обучения правилам дорожного движения мы создали специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды, которая представлена следующими компонентами :
Наглядные пособия;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов;
Дорожные знаки нагрудные и переносные;
Дидактические игры;
Настольные игры;
Подвижные игры;
Элементы индивидуализации;
Площадка для изучения ПДД «Островок дорожной азбуки» с нанесенными разметками, павильонами: «Станция техобслуживания» и «Пост ДПС» с выносными дорожными знаками, велосипедами, самокатами, электромобилями. Дети учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрестки, учатся как себя вести на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда в соответствует ФГОС, позволяет проводить разнообразные формы работы с детьми, обеспечивает разные виды деятельности ребёнка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного
поведения на улице, используемые в нашем детском саду:
1. Игровая деятельность
- подвижные игры
- дидактические игры
- настольно-печатные игры
- сюжетно-ролевые игры
- игры-драматизации и театрализованные игры
- игры с макетом.
2. Организованная образовательная деятельность.
Тема ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике ДДТТ отведена часть Организованной образовательной деятельности (ООД) по любому разделу программы. ООД или занятие организуется в форме занятие - игра, занятие-путешествие, на которых я использую различные методы:
- рассматривание картин и иллюстраций;
- составление описательных рассказов по картине;
- составление рассказов из личного опыта;
- разучивание стихотворений;
- разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. ;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- слушание аудиозаписей песенок, сказок;
- просмотр мультфильмов, слайдов.
По продуктивным видам деятельности выполняются индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках - раскрасках.
В конструктивной деятельности воспитатели предлагают детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений созданы условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:
• «Что такое улица?», «Для чего нужен светофор?»
• «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?», «Правила пешеходов»
• «Правила пешеходов»; «Где и как переходить улицу».
• «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?».
• «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?».
• «Для кого предназначены дорожные знаки?»
• «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т. д.
В рамках художественно-изобразительной деятельности организованы :
• конкурсы рисунков;
• выставки моделей, макетов;
• изготовление атрибутов к играм;
• проведение занятий.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся :
• вечера загадок;
• викторины;
• конкурсы стихов и рассказов;
• развлечения, праздники;
Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Таким образом, разнообразные формы работы с детьми по профилактике ДДТТ, в том числе и в игре, позволяют сформировать у детей первоначальные знаний о правилах безопасного поведения на улице; сформировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятия окружающей обстановки. Ребёнок учится не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; развивают у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Взаимодействие с родителями воспитанников
В целом, работа нашего дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями.
Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма :
1. Привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
• выработка плана совместных действий;
• пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации : плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;
• повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;
• активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;
• ознакомление с психофизиологическими и возрастными;
• информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к
правилам дорожного движения и их выполнения;
• активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения : в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника полиции;
• приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей
среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
• ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-
транспортного травматизма в районе, городе, крае;
• выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам дорожного движения, с приглашением работников полиции, ГИБДД, медиков.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы поселка - территория безопасности для детей».
4. КВН с участием родителей
5. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный
путь в детский сад».
6. Консультации:
«Безопасность детей – забота взрослых»;
«Вы, ребёнок и автомобиль»;
«Правила дорожного движения – знать каждому положено».
7. Издательство листовок, памяток, буклетов под рубрикой «Правила дорожные - всем нам знать положено».
8. Родительские собрания (с приглашением сотрудников ГИБДД).
9. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!», «Красный, желтый, зелёный».
Таким образом, понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы, педагоги, можем предположить, что полученные знания пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшем и, сохранят не только здоровье им, но и жизнь.