Любовь Иголкина
Формирование грамматического строя речи детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Речь к презентации на тему “Формирование грамматического строя речи детей 3- 4 лет посредствам дидактических игр и упражнений”.
Иголкина Л. В
Слайд № 1
“ Формирование грамматического строя речи детей 3- 4 лет посредствам дидактических игр и упражнений”.
Слайд № 2
Актуальность.
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
(с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам. Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: развитие грамматического строя речи у детей 3-4 лет.
Для достижения поставленной цели, я обозначила следующие задачи:
Изучить методическую литературу по выбранной теме.
Изготовить пособия и систему работы по ним.
Создать картотеку игр и упражнений.
Обогатить предметно - развивающую среду группы.
Приготовить буклеты, консультации для родителей.
Информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.
Слайд № 3
Четвертый год жизни — очень важный этап в освоении грамматического строя речи ребенка. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. От того, чем наполнена жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельности зависит весь ход дальнейшего речевого развития.
При благоприятных условиях уже в младшем дошкольном возрасте происходит расцвет словотворчества, возникает своеобразное экспериментирование со словом, его формами — языковые игры. Их появлению благоприятствуют дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием, стимулирующие поисковую активность детей в сфере языка и речи, формирование языковых обобщений. Особенно важны игры с глагольным словом, удовлетворяющие естественную потребность ребенка в движении, динамике речи и организующие речевое высказывание.
Дети 3- 4 лет должны уметь:
Согласовать слова в роде, числе и падеже.
Употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА.
Употреблять имена существительных в форме единственного и множественного числа.
Употреблять имена существительных в родительном падеже.
Составлять предложения с однородными членами.
Слайд № 4
Хочу познакомить вас с играми, в которые мы с детьми любим играть.
Дидактическая игра «Непослушный колобок».
Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, театр на стаканчиках по сказке «Колобок».
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».
Ход игры : В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос : «Кого встретил Колобок в лесу?»
Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.
Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.
В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.
Слайд № 5
Дидактическая игра «Кто как говорит».
Задачи: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.
Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)
Ход упражнения : воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное.
Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми : «Как разговаривает кошка?» (мяукает)
«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют)
Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.
Слайд № 6
Одним из важных направлений в работе по формированию грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями, является изучение и закрепления предлогов. Значительную помощь воспитателю в том, чтобы дети использовали предлоги в устной, а в последующем и в письменной речи, в соответствии с законами грамматики, окажут разнообразные игры с предлогами. Они сделают упражнения интересными, увлекательными, а значит, знания детей будут прочными и крепкими.
Дидактическая игра
«С щенком играем предлоги повторяем».
Цель:
Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА, В, ОТ, ЗА, К, ПЕРЕД.
Воспитатель держит в руке изображение щенка и сажает его на будку, (которая лежит у детей на столе, а дети отвечают на вопрос: «Куда сел щенок?»
Например, на будку, в будку, справа или слева от будки, убежал за будку, вернулся к будке, убежал к другу в будку, сидит перед будкой и т. д.
Затем дети повторяют игру самостоятельно.
Слайд № 7
Дидактическая игра «Играем с непослушным котом».
Цель:
Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА, В, ОТ, ЗА, К, ПОД.
Воспитатель держит в руке изображение кота и сажает его на стул (который лежит у детей на столе, а дети отвечают на вопрос: «Куда сел кот?».
Например, на стул, под стул, справа или слева от стула, спрятался за стул, вернулся к стулу, убежал от хозяйки к другу, перепрыгнул через стул и т. д.
Затем дети повторяют игру самостоятельно.
Слайд № 8
Дидактическая игра «Бабочка и грибок».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов : НА, С, В, ИЗ.
Ход:На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
Где сидит бабочка? Дети отвечают: (На грибке).
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:
Откуда слетела бабочка? (С грибка).
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:
Где сидит бабочка (В траве). И т. п.
В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.
Слайд № 9
Дидактическая игра «У зайки день рождения».
Цель: активизация речи, развитие внимания памяти.
Ход игры:
Воспитатель говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (Показывает предметные картинки: орехи, грибы, мед, рыбку)
Угадайте: кому зайка приготовил орехи? (перечисляет)
Дети отвечают: - орехи – белке. яблоки – ежику, - мед – мишке, лисе – рыбку.
Слайд № 10
Дидактическая игра «Что с чем?».
Наглядный материал:
картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.
Ход игры:
воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает:
“ Что с чем?”. Дети отвечают.
Слайд № 11
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель:
побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход:
Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.
У мамы платье, а у Тани…платьице
У мамы кофта, а у Тани…кофточка
У мамы куртка, а у Тани …курточка
У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.
Слайд № 12
Дидактическая игра «Один - много».
Цель:
формировать умение образовывать категорию множественного числа.
Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.
Ход:
В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.
Шапка - шапки (много чего) - шапок.
Кофта - кофты - много кофт.
Юбка - юбки - много юбок.
Футболка - футболки - много футболок.
Шуба - шубы - много шуб.
Слайд № 13
Конусный театр по сказке «Заюшкина избушка».
Слайд № 14
Вывод:
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Театрализованная деятельность также оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
Слайд № 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!