Галина Александровна Спивак
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста посредством упражнений и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста посредством упражнений и дидактических игр
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
слушателя курсов повышения квалификации педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений по теме:
«Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста посредством упражнений и дидактических игр»
выполнила:
Спивак Галина Александровна,
Публикация «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста посредством упражнений и дидактических игр» размещена в разделах
педагог–психолог МБДОУ детского сада №5
г. Новочеркасска, Ростовской области
Ростов – на – Дону
2021
Содержание
Введение …. 2
Цель и задачи проекта …. 3
Глава 1 …. 4
Понятие «Графические навыки» …. 4
Мониторинг … 4
Предпосылки графической деятельности … 7
Глава 2 … 8
Система формирования графических навыков 8
Рекомендации педагогу … 14
Современные пособия …. 14
Заключение …. 16
Литература …. 17
Введение
Создание условий для достижения детьми уровня развития, соответствующего целевым ориентирам ФГОС ДО [5], на этапе завершения дошкольного детства, является одной из главных задач дошкольного образования.
Очень важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Данный тезис подтверждается и такими целевыми ориентирами, как:
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности…
Однако, для большинства детей, самым сложным предметом в начальной школе является письмо. Поэтому наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. [4]
Такие навыки важно формировать как у детей с нормативным развитием, так и у детей с ОВЗ. В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие недостаточную сформированность графических навыков, испытывают большие трудности на начальном этапе их обучения в школе. (А. К. Аксенова, Н. М. Барская, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Е. Н. Моргачева, М. Н. Перова, К. В. Щербакова, Л. П. Уфимцева, Э. В. Якубовская и др.).
Исследования Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной показывают, что в практике логопедической работы, недостаточно используются упражнения, направленные на развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи при подготовке детей к школе.
Сложные двигательные навыки кисти руки усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений и дидактических игр (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений, способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнения основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графических навыков, подготовки руки ребенка к письму. [2]
Целью данного проекта является исследование системного подхода к формированию графических навыков у детей от 3 до 7 лет.
Задачи:
Определить подходы к поэтапному формированию графических навыков в зависимости от возраста ребенка или от его индивидуальной умелости.
Разработать систему мониторинга для отслеживания эффективности педагогических мероприятий, направленных на формирование графических навыков у детей.
Подобрать для каждого этапа образцы упражнений.
Апробировать разнообразные пособия для дидактических игр, способствующих развитию графических навыков.
Глава 1
Что же включает в себя понятие графические навыки?
Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения.
Под графическими навыками дошкольников подразумевается владение карандашом, умение рисовать фигуры, штриховать, обводить, соединять по точкам, выполнять графические диктанты и т. д.
Мониторинг.
Содержание образовательной деятельности по развитию графических
навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. В начале года необходимо провести диагностическое занятие - попросить воспитанников выполнить те задания, которые являются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок с ними не справляется совсем, для него следует предусмотреть индивидуализированную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста.
Если справляется, но не качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного периода.
Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа.
Данные, полученные при исследовании в начале и конце каждого учебного года фиксируются.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, отмечаются специфические особенности формирования графических навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению. [3]
В начале и конце учебного года в подготовительной группе следует провести диагностическую методику Д. Б. Эльконина «Графический диктант».
Данная методика предназначена для исследования произвольности, графических навыков, ориентации на листе бумаги. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого педагог вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора, педагог помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
o 0-3 баллов – низкий;
o 3-6 баллов – ниже среднего;
o 7-10 баллов – средний;
o 11-13 баллов – выше среднего;
o 14-16 баллов – высокий.
Предпосылки графической деятельности.
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:
развитая мелкая моторика: способность брать мелкие предметы и оперировать ими;
достаточная сила, подвижность и точность движений кисти и пальцев;
развитая зрительно-моторная координация;
способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
сформированное чувство ритма;
ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
общая моторная зрелость (необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу);
развитые зрительное восприятие и зрительное внимание;
умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
сформированные зрительно-пространственные представления;
чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.
Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.
Глава 2
Система формирования графических навыков.
Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого - к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.
В зависимости от сложности задания, упражнения и дидактические игры можно разделить на три этапа (Горбатова Е. В.)
Прохождение этих этапов условно делятся на три возрастные группы :
I этап – 3-4 года
II этап – 4-5 лет
III этап – 5-7 лет
I этап - дети учатся держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях. На этом этапе проводятся следующие упражнения :
штриховка - дети учатся не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3 -0,5 см).
рисование изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.
А такие графические игры как «Дострой замок» тренирует руку малыша в проведении параллельных линий, «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй путь рыбки и утенка» помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.).
На этом этапе дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш, совершенствуются навыки проведения линий неотрывным способом. Точность выполнения упражнений этого блока относительная.
II этап - происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного раскрашивания предметных изображений.
На этом этапе проводятся следующие игры и упражнения : «Накорми мышку сыром», «Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам», пройди по лабиринту». Они закрепляют у детей умение не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.
Выполнение данных графических упражнений требует более уверенного, целенаправленного характера движений руки ребенка.
На III этапе дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
На этом этапе проводились следующие игры и упражнения : зеркальное рисование, лабиринты, рисование узоров и предметов по словесной инструкции педагога (графический диктант, рисование узоров по схеме, кодирование рисунка в схему, нарисуй такой же рисунок по памяти, обведи рисунки по пунктирным линиям, обведи рисунки по контуру, не отрывая руки.
Рекомендации педагогу к проведению занятий.
Графические упражнения – это своеобразная игра, которая должна увлекать ребенка.
Для разнообразия графические работы можно раскрасить цветными карандашами
Перед выполнением задания ребенку надо объяснить суть игры. Начинать лучше с легких упражнений.
Инструкции давать четко и поэтапно, следить, чтобы ребенок не отставал.
Во время занятия необходимо следить за осанкой ребенка и правильным положением руки.
Обеспечить хорошее освещение.
Ограничивать время для упражнений, чтобы дети не переутомлялись. Можно делать динамические паузы.
Обеспечить спокойную обстановку, чтобы дети могли сосредоточиться.
Обязательно хвалить детей за их, даже минимальные, успехи.
Карандаш учим ребенка держать правильно – так, как он будет держать ручку во время письма в школе.
Современные пособия для формирования графических навыков
и развития мелкой моторики руки.
Мой кабинет педагога-психолога оборудован современными дидактическими пособиями, планшетами «Рисование шнурком» и «Магнитное рисование». Эти пособия я использую для формирования графических навыков у детей.
Планшет «Рисование шнурком»
Заключение
Выполняя графические упражнения, дети учатся точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при их подготовке к обучению в школе.
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Использование описанных игр и упражнений позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе.
Графические упражнения для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими играми развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику руки, координацию движений, усидчивость.
Использованная литература:
1. Гаврина С. Е. и др. Готовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, рисование, лепка: пособие для детей 6—7 лет. / С. Е.
2. Гаврина - Ярославль: Академия развития, 2008. — 64 е. : ил. — (Уроки для дошколят, с. 2.
3. Эльконин Д., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Москва, Педагогика, 1988 г., 140 с
4. Горбатова В. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. / В. В. Горбатова - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб. : Питер,2004. — 208 с. : ил. — (Серия «Учебное пособие»). 2004
7. Е. М. Рахманова., Графические диктанты для подготовки руки к письму. Для детей 5-7 лет., издательский дом «Литера»
8. Альбом «20 лабиринтов», издательство НИИ «Эврика»
9. Альбом «Графические диктанты для детей 4-7 лет», издательство НИИ «Эврика»