Самигуллина Александра
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие – звуковой анализ и синтез, в основе которого лежат предпосылки к обучению грамоте. Д. Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи, понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в речи. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. В основном отмечаются нарушения произношения большого количества звуков, не только сложных, но и звуков раннего онтогенеза, таких как [б, п, н, в, д, т]); несформированность фонематического слуха, оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического восприятия, необходимого для полноценного усвоения письменной речи.
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников, это важная составляющая, звуковой культуры речи. Решение этой проблемы необходимо начинать в речевой работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как в норме к 4 годам ребенок уже должен различать все звуки родного языка.
К трем годам жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и по мнению известных исследователе, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Таким образом, имея своевременно сформированные фонематические процессы, ребенок, по мере развития артикуляционной моторики, постепенно сам овладевает правильным произношением звуков речи.
Ниже, в презентации представлены игры для формирования фонематического восприятия и слуха.
Желаю успехов!