Папки-передвижки

Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания

светлана луковкина
Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка… 3

1.1. Тематическое направление….3

1.2. Актуальность… 3

1.3. Аннотация… 3

2. Основная часть… 4

3. Литература… 6

4. Приложение (отдельными документами)

Приложение 1Проект «По ступенькам финансовой грамотности»

Приложение 2 Интерактивный журнал «Финансёнок»

Приложение 3. Фотоколлаж

Пояснительная записка.

Публикация «Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания» размещена в разделах

Тематическое направление: «Воспитание и социализация»

Актуальность.

Сколько бы ни был длинен путь,

всегда он начинается с первого шага…

народная мудрость

Когда же этот первый шаг по формированию основ экономической культуры с азами финансовой грамотности должен быть сделан?

Ни для кого не секрет, что экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь.

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. К тому же,недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Поэтому пришла к выводу, что включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Убеждена, что правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Аннотация:Вданной статье представлена практика организации детской деятельности по вопросам финансовой грамотности. Кратко описан опыт формирования предметно – пространственной развивающей среды по воспитанию азов финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Основная часть.

Культура обращения с деньгами – часть общей культуры человека. Нужно детям дать возможность открыть для себя, осознать и освоить мир финансов. В этом залог их финансового благополучия во взрослой жизни. Помочь им в этом – моя задача. Поэтому работа в данном направлении призвана оказать поддержку детям и родителям в решении проблемы.

Как показывает практика, у детейв основном потребительское отношение к окружающему миру, потому что не все семьи считают нужным регулярно заниматься финансовым образованием детей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство 66% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 19% считают, что эта тема детям не интересна, 15% ещё не думали об этом. Ведь на самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Поэтому решила помочь своим воспитанникам повысить уровень их финансовой грамотности. А что нам в этом поможет, если не игра?Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средствомформирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

Важно отметить, что сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Так возник проект «По ступенькам финансовой грамотности», направленный на создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовки к жизни в современном обществе. Работа основывалась на перспективном планировании образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с образовательной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды трудовой деятельности.

В рамках проекта был издан интерактивный «живой» журнал для детей и заботливых родителей «Финансёнок» с увлекательными заданиями (ссылка для работы в журналеhttps://cloud.mail.ru/public/h8J9/EU9hzkuAz); лэпбук «Дети и финансы», различные дидактиктические игры, которые вызывают особый интерес у детей, так какнесут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но вместе с этим доставляют радость детям, развивают их фантазию, логику и ненавязчиво подводят детей к экономическим знаниям. Также в работе активно использую «кейс – технологии» по обучению финансовой грамоте. В кейсе представлены несколько заданий в виде художественного текста и иллюстративного материала – карточки, фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи. С детьми проводились мастер– классы от Феечки - Копеечки по изготовлению различных денег и монет, разных копилок из подручного материала. С детьми организовывались настольные игры «Монополия», «Аукцион», интернет игры по желанию в домашних условиях «Финансовая паутина».

Неотъемлемой частью финансовой культуры является углубленное ознакомление дошкольников с миром профессий, поэтому в проекте имел место блок, который включает в себяцикл бесед, например, «Что такое профессия», «В библиотеку пойду – книгу я себе найду», «Наша армия сильна, наша армия важна», «Профессия моей мамы (папы)» и другие, просмотр презентаций «Салон красоты», «Кто работает на кухне», «Учат в школе», квест – игра «Жизнь в детском саду»,видео - салон «мультвсаду»(просмотр мультфильмов «Кем быть», многосерийный мультфильм «В мире профессий», чтение литературы «Сказка о пропавших профессиях» С. Писаревой, сказки «Фатима – прядильщица и шатёр»И. Шарма, «Дворник» и т. д. Переодически организовываются экскурсии в библиотеку, в пожарную часть. Раз в квартал проходит детский клуб «Бизнесмен с пелёнок», где дети обсуждают азы финансовой культуры, закрепляют различные понятия, связанные с этим вопросом, решают проблемные ситуации, изучают «финансовыелайфхаки».

Как было сказано выше, в период дошкольного детства огромную роль в формировании личности дошкольника играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Безусловно, семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает, поэтому задача детского сада помочь родителям обучить детей умениям рационально организовывать трудовую деятельность; привлекать к ведению домашнего хозяйства, распределению семейного бюджета, прививать бережное отношение к личному и общественному имуществу. С этой целью с родителями было проведено анкетирование для выявления проблем «Мой ребёнок и финансы»; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало «Деньги помощники», «По дорогам финансовой грамотности»; интерактивный практикум «Устами младенца», лекторий «Финансовый эрудит»проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми экономических знаний; радио – журнал «Ребёнок в мире финансов», проведение совместных праздников и развлечений, которые повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений. Так в саду прошел совместный геокешинг «Остров задач», где дети вместе с родителями на территории сада искали клад, разгадывая задачи, ориентируясь по карте и в конце их ждал приз: ларец с шоколадными монетами.

Таким образом, анализ результатов проделанной работы (основными методами изучения достижений развития ребёнка являлись наблюдение, беседа, продукты деятельности (по рекомендациям Л. В. Стаховича, показал, что создание условий и практическая деятельность положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Проектная работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества (с 48% до 86%). У детей повысился интерес к людям разных профессий, они бережнее стали относится не только к игрушкам, но и к предметам окружения (с 51% до 84%, по– новому стали подходить к решению игровых задач, в лучшую сторону поменялисьвзаимоотношения со сверстниками (с 52% до 78%). В работе с родителями тоже наметилась положительная динамика: 87 % родителей пересмотрели своё отношение к экономическому воспитанию дошкольников. А это значит, что проделанная работа поможеткаждомуребенкунайтисобственныйпутьв «экономику» и заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни!

Список литературы.

1 Горяев А. Е. Финансовая грамота для школьников. СпецпроектРоссийской экономической школы по личным финансам/авт. -сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М. : Финансы. 2010, 90 с.

2 Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт. -сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М. : Просвещение. 2016, 272 с.

3 Ларева Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальныхклассов/ Н. И. Ларева. М. : ИНФРА-М. 2014, 102 с.

4 Пушкарь А. Е. Дети и деньги. М. : Известие, 2008 320 с.

5 Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников : две стороныпроблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. 2018 №12. С. 22-26. Режим доступа: https://dovosp.ru

6 Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников : учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России. 2005 255 с.

8 Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания
Опубликовано: 19 марта 2022 в 20:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем светлана луковкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД