Евгения Барзыкина
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу
▼ Скачать + Заказать документы
Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательных учреждений.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая приемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Темочки:
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В своей работе по духовно-нравственному воспитанию детей мы ставили перед собой цели:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.
2. Изучение истории, культуры г. Курска, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
В процессе образовательной деятельности решали следующие задачи
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создавать условия для восприятия детьми целостной картины мира (окружающий мир сотворен).
3. Через изучение национальных, культурных традиций воспитывать у детей любовь к Родине.
4. Развивать способность воспринимать литературные произведения и анализировать прочитанное, учить формировать свои мысли, выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Воспитывать общую музыкальную культуру. Приучать детей к классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию дошкольников.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами Православной педагогики и психологии, формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.
Для достижения поставленных задач мы использовали различные приемы и методы обучения.
Наглядный метод.
- чтение рассказов с показом демонстрационного материала.
- экскурсии;
- наблюдения;
- показ сказок педагогами, детьми;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- экскурсии по городу, целевых прогулок;
- моделирование сказок.
Словесный метод
- чтение литературных произведений;
- чтение стихотворений детьми;
- беседы с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драматизаций и др.
- чтение литературных произведений вне занятий;
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
-чтение литературных произведений родителями.
Практический метод
- организация продуктивной деятельности дошкольников;
- проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- изготовление атрибутов к сказкам;
- организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями;
- изготовление детьми наглядных пособий для занятий.
Работу по формированию духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, родному городу, родине мы проводим в несколько этапов.
Первоначально мы создали в группе условия психологического комфорта для формирования у детей уверенности в себе и своих возможностях, установили личные доверительные отношения с каждым ребенком, чтобы при необходимости помочь ребенку, поддержать и развить все лучшие качества. Развивающая среда была организована таким образом, чтобы каждый воспитанник мог найти для себя занятие по интересу, смог раскрыться и самореализоваться. В повседневной деятельности мы добивались уважительного отношения детей друг к другу, к тому, что создается каждым ребенком (рисунок, песня, постройка и т. д.).
Для сплочения детей в группе мы использовали совместную деятельность: игровую, продуктивную, познавательную, трудовую.
Для усвоения детьми нравственных норм поведения мы провели курс бесед «Уроки добра», в которых на примере литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учили детей различать понятия добра и зла, давали представление о нравственной свободе человека, помогали увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются - научить ребенка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к близким.
В совместной деятельности приобщали детей к русской национальной культуре, знакомили их с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней. Основные задачи формирования духовно нравственного отношения к семье :
а) воспитывать любовь, уважение и милосердное отношение к родным;
б) понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах;
в) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.
Осознавая, что только общими усилиями семьи и воспитателей можно помочь ребенку усвоить нравственные нормы отношения к себе, близким, друзьям, окружающим мы работали в постоянном тесном контакте с родителями. Мы регулярно индивидуально общались с родителями и обсуждали все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Воспитывали у детей уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы. При непосредственном участии родителей, мы совместно с детьми создали альбом «Расскажем о маме», выпустили фотогазету «Папа может все, что угодно»
Для формирования чувства сопричастности ребенка к своей семье, к своему роду в каждой семье было создано генеалогическое древо семьи, чтобы наглядно проследить связь поколений.
В помощь родителям мы провели консультации по интересующим их вопросам:
«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»;
«Родительская любовь»;
«Порицание – вред или польза?»;
«Роль отца в воспитании ребенка»;
«Играем вместе»
Большое внимание в своей работе мы уделяли укреплению духовной связи детей и родителей. Мы проводили совместные мероприятия с родителями:
-встречи с мамами., на которых они рассказали о своих профессиях. Она из мам рассказала о своем увлечении и вместе с детьми приготовила тесто для печенья.
-«Посиделки» ко дню матери;
-Спортивный досуг с папами;
-папы приняли участие в непосредственно образовательной деятельности «Улицы нашего города».
Для формирования духовно-нравственного отношения к родному дому, родителям и другим членам семьи мы также использовали чтение художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного.
В непосредственно образовательной деятельности также рассматривали темы: «Семья», «Моя Улица», «Наш город», где знакомили дошкольников с родным городом : историей, памятниками архитектуры, историческим значением города в жизни России, со святынями и памятными местами родного края. Совместно с детьми мы создали альбом «Любимые места города Курска. Для формирования патриотизма, любви и чувства причастности к своему Отечеству мы знакомили детей с историей Российского государства, историческим прошлым и настоящим Родины, государственной символикой, русскими героями, великими полководцами, святыми подвижниками, досточтимыми людьми русской земли. Основные задачи этой работы:
а) воспитание у детей чувства любви к своему городу, к своей стране;
б) уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим город, Россию;
в) гордости историческим прошлым г. Курска
Большое значение для формирования нравственных основ личности имеет формирование чувства сопричастности к своему народу, его традициям. Поэтому в образовательной деятельности мы уделяли этому направлению работы первостепенное внимание.
Мы знакомили детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, рассказывали о том как встречают православные праздники в России, помогали в подготовке и проведении с активным участием детей и родителей, календарных праздников, раскрывали им подлинный жизненный смысл. В своей работе мы старались привить уважение, любовь к православным традициям своего народа, воспитать желание подражать благим образам.
В работе по формированию духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, родному городу, своему народу, Родине мы использовали материалы из следующих разделов:
- литература;
- краеведение;
- история;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи
-продуктивная деятельность.
Главный результат нашей работы – наиболее полное усвоение каждым ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Эти результаты заключаются в:
- усвоении ребенком добродетели, направленности и открытости его к добру, состоянии близости души со своими родными, друзьями, народом;
- позитивном отношении ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- потребности и готовности проявления сострадания и сорадования;
- субъективном психо-эмоциональном благополучии;
- чувстве патриотизма, знании исторического прошлого своей земли, русского государства, государственных символов, жизни русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли, потребности служения на благо Отечества;
- приобщении к опыту православной культуры, знании форм традиционного семейного уклада, понимании своего места в семье и посильного участия в домашних делах;
- деятельном отношении к труду, к окружающему миру;
- ответственности за свои дела и поступки.