ирина верещагина
Формирование нравственного здоровья дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
Формирование
нравственного здоровья дошкольников
Верещагина Ирина Федоровна
с. Унэгэтэй
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.
Развитие личности происходит по двум направлениям:
- социализации (присвоение общественного опыта)
- индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и организации своей деятельности)
Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в ДОУ общеразвивающего вида, а также учащиеся СОШ.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Структурные единицы системы личностно-социального развития дошкольников :
- целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ ( методики: «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений»)
- профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности ( методики: «Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем»
- целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре «Коробочка добрых дел», «О дружбе», «Изготовление вымпела группы», «Правила нашей группы», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Летопись нашей группы», «Домино», «Лото»)
- насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам программы («Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством», «Музыкальные игры», «Занятия по ознакомлению с окружающим» Тема «Хлеб»)
- работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания «Психологическая гостиная»
Использование такой системы методик и игр позволит:
- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье
- повысить общую социальную зрелость, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми
- овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.
Не мало важным фактором является то, что:
- введение режимных ритуалов сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу.
Самомассаж и массаж парами помогал не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию
- использование «сонных игрушек» решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали
- дежурство по «кубикам-неделькам» помогло детям осознанно планировать свой день. К концу года дети знали дни недели, все режимные моменты
- дневник школьника и «Коробочка добрых дел» помогли лучше понимать ребенка, вместе с ним радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Пособие «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (игры, занятия, упражнения) Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова, М. ТЦ Сфера, 2003 г.
1. Ритуалы в жизни и на занятиях
- формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей
-снятие тревоги в период адаптации ребенка в ДОУ
- развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам
- развитие самостоятельности и сотрудничества
-повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе
2. Счастье – это когда тебя понимают
- развитие, осознание своих желаний, эмоций
- развитие эмоциональной децентрации
- повышение интереса и уважения к себе, к своей семье
- развитие понимания неоднородности социального мира
3. Хорошо, когда рядом друг
- осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения
- формирование взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми
- обучение навыкам сотрудничества
- формирование позитивных детско-родительских отношений
Анкета для педагогов и родителей «Навыки общения»
Ф. И. ребенка___группа___
___Дата рождения___
1. Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ:
а) в общении- с взрослыми дома (да, отчасти, нет); - с взрослыми вне дома (да, отчасти, нет); - с детьми (да, отчасти, нет)
б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет)
в) в физическом развитии (да, отчасти, нет)
2. Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет)
3. Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры (да, отчасти, нет)
4. Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми (да, отчасти, нет)
5. Как реагирует ребенок на просьбы, замечания:
- агрессивно; - игнорирует, не слышит; - действует в соответствии с просьбой
6. Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет)
7. Уитывает ли ребенок эмоциональное состояние:
- детей (да, отчасти, нет); - близких взрослых (да, отчасти, нет)
- незнакомых взрослых (да, отчасти, нет)
8. Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение
- крик (да, отчасти, нет); - физические угрозы (да, отчасти, нет); - физические наказания (да, отчасти, нет); - просьбы (да, отчасти, нет); - внушения (да, отчасти, нет)
- другое___
9. Какие черты характера необходимо развивать ребенку для успешного общения с людьми___
10. Пожелания, рекомендации работникам ДОУ___
___
Дата заполнения___
Ф. И. О. лица, заполнявшего анкету___