Киселева Евгения
Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию посредством экономического воспитания. План самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ УРР д/с №31 г. Калининград
План самообразования на 2023-2024г.
Тема: «Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию через экономическое воспитание».
Подготовила: воспитатель
старшей группы №10
Киселева Евгения Евгеньевна
Пояснительная записка
Актуальность. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Одним из источников детской бережливости, рачительности, трудолюбия, взаимопомощи, является труд и хозяйственная деятельность в семье, где ребенок должен иметь как определенные и постоянные обязанности, так и единичные поручения.
Публикация «Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию посредством экономического воспитания, План самообразования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Новизна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Цель: повысить свой профессиональный уровень. Способствовать формированию ценностного отношения детей к труду, трудолюбию через экономическое воспитание, используя для этого различные виды деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;
2. Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
3. Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
4. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
5. Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном
бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
6. Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
7. Организация работы с родителями по теме.
Прогнозируемый результат:
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Способствовать формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны понять, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли труда и денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Методика обучения: наглядный (презентации, наглядные пособия) практический (занятия, творческие работы, словесный (беседа, рассказ, чтение, обучающий (создание проблемных ситуаций, игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические).
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности включения экономическое содержание в разные виды детской деятельности. Изучаем 4-х экономических категорий :
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
Взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества :
1. Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
-Консультации для родителей: «Экономическая грамотность детей дошкольного возраста», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям», «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономическое воспитание детей в семье».
- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку);
- «Книжная неделя» - рукотворные книги из подручных материалов, что дает возможность экономить природные ресурсы в семье.
Перспективный план работы по теме самообразования.
Сентябрь-октябрь.
Потребности.
- Дать понятие экономической категории «потребности»;
-Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);
-Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
-Воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;
-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
• Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский
• Дидактическая игра «Кому что нужно?»
• Игра «Заветные желания»
• Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»
Ноябрь-декабрь-январь.
Труд
- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);
- Учить выделять последовательность трудовых действий;
-Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.
-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
-Развивать речь, логическое мышление, творчество.
• Беседа «Почему взрослые работают? Труд и продукт труда.
• Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».
• Презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда
• Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
• Игры-занятия: «Кто производит товар»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту».
• Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто лучше знает инструменты».
• Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
• Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).
Февраль-март.
Товар
-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону
предмета – товар, как результат труда.
-Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;
-Познакомить с разными формами сбыта продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.
-Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
-Воспитывать бережливость, трудолюбие.
1. Чтение и обсуждение темы о труде «Федорино горе»
2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».
3. Сюжетно-дидактические игры: «Рынок».
4. Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».
5. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».
Апрель-май.
Деньги.
Бюджет семьи. Доход. Расход.
-Познакомить детей с понятием - деньги;
-Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.
-Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
• К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
• Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство»,
• Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет». Презентации «Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги»
• Азбука финансовой грамотности (игры) : «О семейном бюджете», «Доходы и расходы
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья»
• Проблемная ситуация «Кто купит больше?».
• Изготовление атрибутов для игр.
Список литературы
1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. М., 1997.
2. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.
3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб. : «Детство-пресс», 2002.
4. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 1999.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.
6. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.