Зейтулаева
«Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». (2 младшая группа)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Публикация «„Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“, (2 младшая группа)» размещена в разделах
Задачи, стоящие перед педагогом (воспитателем) организующим и проводящим занятия по физической культуре в младшей группе.
• Укреплять здоровье ребёнка и достижение его полноценного физического развития;
• Развивать самостоятельную двигательную деятельность ребёнка посредством создания благоприятных условий;
• Способствовать накоплению ребёнком индивидуального опыта в разных видах движений путём упражнения на занятиях и в утренней гимнастике;
• Постепенно приучать к правильным, более экономичным формам движений, привлекают их внимание к красоте ритмичных выразительных движений;
• Побуждать к активности в играх и упражнениях, прививать интерес к ним.
Особенности развития движений у детей 4-го года жизни:
• Возрастает стремление действовать самостоятельно, но внимание неустойчиво, поэтому педагогу принадлежит большая роль в организации поведения малыша;
• Продолжает усложняться и развиваться творческая ролевая игра;
• Дети обладают уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но ещё не заботятся о результатах своих действий;
• Появляется желание включаться в новые и разнообразные виды движений;
• Сочетая различные действия, ребёнок может соблюдать определённую их последовательность;
• Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания (объяснение в форме диалога);
• Дети уже имеют прочный запас разнообразных движений и их сочетаний, что позволяет перейти к работе над качественной стороной движений, а также развивать ловкость.
Прыжок — один из видов основных движений.
Основная задача при выполнении всех видов прыжков - приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь.
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка.
Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул, перепрыгивают камешки, палочки, лужи.
При выполнении прыжков усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.
В каждом прыжке различают четыре фазы движения:
1) подготовительную,
2) отталкивание,
3) полет,
4) приземление.
Остановлюсь на каждой фазе более подробно:
Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.
Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой.
В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.
В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.
Приземление надо тщательно отрабатывать.
Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку.
Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т. д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх. Организуя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы предмет, до которого должен дотянуться ребенок, находился на доступной высоте и был расположен несколько впереди ребенка. Если он находится за головой, ребенок, подпрыгивая вверх, резко запрокидывает голову назад, чтобы увидеть предмет. Это может привести к падению.
Прыжки на месте с лёгким продвижением вперёд. (с разным расстоянием)
Систематическое обучение начинается, именно в младшей группе. Для детей этого возраста сразу же вводится зрительные ориентиры, которые помогают понять суть движения. Вначале дети перепрыгивают через линию, шнур, а затем, две линии, два шнура, через ручеек, с кочки на кочку.
Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.
Упражнения в спрыгивании (прыжки в глубину) также доступны детям младших групп. Высота должна быть небольшой, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинать спрыгивание можно с высоты 10-12 см. Спрыгивание не должно занимать много места в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла. Воспитатель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было». При выполнении спрыгивания можно поддерживать ребенка за одну руку, подбадривать его, показывать, как следует опускаться сразу на обе ноги и на всю ступню.
Прыжки в длину с места с разным расстоянием.
Прыжки в длину с места синтезируют приобретённые умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры, даже от самых маленьких можно добиться элементарной точности действий, особенно, если интересно обыграть эти требования: «Не становитесь в ручеёк, чтобы не замочить ножки…»
Прыжки с места в длину начинают разучивать с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т. е., используют зрительные ориентиры.
Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не дается задание прыгнуть как можно дальше. При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину.
Развитие речи на занятиях по физической культуре.
С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы (воспитатели, инструкторы, должны стараться помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Пальчиковая гимнастика. Это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
Объяснение правил игры. У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки.
Игры в мяч развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
«На скакалке я скакала
И ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, Буду дальше я скакать!»
Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
Дыхание — один из первых и очень важных этапов воздействия на развитие речи.
Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
Упражнение «Насос»
На вдохе руки поднимаются вверх, на длинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются вниз
Есть еще много различных форм и методов, способствующих развитию речи дошкольников, которые применяются на занятиях по физической культуре в ДОУ. И они широко применяются в образовательной деятельности.
В течение занятий по физической культуре ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор (воспитатель) активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.