Анна Николаева
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему : «Финно-угорский народ»
Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к финно-угорскому народу, его традициям, обрядам.
Задачи: - развивать интерес детей к истории прошлого.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе „Финно-угорский народ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- формировать музыкально-слуховые представления, навыки исполнения финно-угорских песен.
- воспитывать толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения, благоприятного отношения к традициям и обрядам финно-угорского народа.
Оборудование:
Предварительная работа: разучивание литературного материала, прослушивание фольклорной музыки, знакомство с представителями различных финно-угорских народов, беседа об особенностях финно-угорского народа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Мордовский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный
Но дружбой мы своей сильны
И мы живем прекрасно!»
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с представителями Финно-Угорских народов, что бы вы научились их любить, уважать традиции этих народов
- Для того чтобы занятие наше прошло интересно и увлекательно, я предлагаю вам настроиться на добрую нотку. Давайте встанем в круг и с помощью нашего сердечка пожелаем друг другу, передавая его по очереди, добрые, тёплые слова.
Воспитатель: Молодцы! Теперь я вижу ваши добрые, лучезарные глазки и мы можем продолжать. Садитесь на свои места.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой республике мы с вами живём?
( Ответ детей: Республика Мордовия)
- правильно. Наша республика- частица нашей страны- Росии. В нашей стране много республик. Люди, которые живут в разных республиках России, разговаривают на своём родном языке. В нашей республике есть свой родной язык. Назовите его.
( Ответ детей: Мордовский)
-Молодцы! Он разделяется на 2 языковые группы – эрзя и мокша. И сегодня к нам в гости пришла девочка Алдуня!
(Заходит девочка Алдуня, в мордовском национальной одежде)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней на своём родном языке.
Дети: Шумбрат, Алдуня!
Алдуня: Шумбратада, ялгат!
Воспитатель: Наша гостья любит путешествовать и в разных уголках нашей огромной страны у нее есть друзья, которые в любую сложную минуту готовы помочь Алдуне. Как вы думаете, почему?
( Ответ детей: потому что она дружелюбная, уважает их, любит). Я думаю, что вы тоже хотите иметь много добрых, верных друзей?
Воспитатель: Видим, что Алдуня к нам пришла не с пустыми руками. А принесла с собой разноцветные воздушные шарики, да какие все яркие, красивые. И наверно не простые.
Алдунья: Я хочу помочь вам познакомиться с разными народами. Для этого, вы по очереди выбирайте шарик, у которого внутри есть для вас интересная информация и даже задания.
Воспитатель: Лопаем 1 шарик. Смотрите, ребята выпало название. Финно- Угорские народы.
Финно-Угорские народы – это часть более обширной совокупности народов, которых называют Уральскими. Сюда входят такие народы, как: (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы, проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-III века до н. э., когда начали формироваться пермские и волжские финны - предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и, по-видимому, венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.
К национально- психологическим особенностям этих народов можно отнести :
- трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;
- неприхотливость в повседневной жизни и в быту;
- твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;
- стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;
- высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить.
На сегодняшний день представители различных финно-угорских народов мало понимают друг друга, но примерно 6-7 тыс. лет назад их предки говорили на общем языке и занимали более концентрированную территорию, а именно Урал.
Финно-Угорские народы на протяжении длительного времени контактировали со множеством других народов, что обусловило разнообразие их культур и внесло вклад в мировую культуру (одомашнивание оленя, создание лыж, меховой одежды и обуви, ряда пищевых деликатесов, в том числе пельменей, оригинальных образцов декоративно прикладного искусства). Творчество Финно- Угорских народов нашли яркое отражение в произведениях всемирно известного нашего деятеля искусства- скульптора С. Эрьзи. Поднимите руки, кто из вас был в нашем музее им. Степана Эрьзи?
- Молодцы! Культурно развиваетесь. А кто там ещё не был, советую посетить.
Алдоня: Я предлагаю перейти ко второму шарику.
Воспитатель: Лопаем 2 шарик. Выпало нам Традиции Финно-Угорских народов.
- У каждого народа существует своя традиция. И с некоторыми из нах мы с вами сейчас познакомимся.
У Карелл традиционные занятия – земледелие, животноводство, охота, рыболовство, В наше время в Карелии развиты лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность, металлургия.
Другой народ – Вепсы. Русское название «чудь». В сельской местности занимаются земледелием. В настоящее время сохранилась часть традиционных верований и обрядов. Особенно впечатляет обряд «веселения»
Покойного, выражающийся в пении его любимых песен, плясках под гармонику. Так же самобытны танец с ложками, игровой танец «варить суп».
Саамы- самый северный народ. Традиционные занятия – сочетание охоты, рыболовства и оленеводства. Саамы пасли оленей с помощью пастушеской собаки- оленегойной лайки.
Коми традиционно занимались – земледелием, животноводством. В основном жили по берегам рек. Традиционное жилище – двухэтажные многокомнатные дома. Традиционная пища –растительные, мясные и рыбные продукты и блюда. Сохранились верования в духов леса, колдовство, гадания, заговоры.
Мордва Вероисповедание – православие. Сейчас Мордовия – республика с высокоразвитой промышленностью.. преобладают посевы ржи, сахарной свеклы, картофеля, овощей.
Венгры традиционно занимались виноделием. Разводили свиней и крупный рогатый скот. Основной пищей венгерского народа считались супы из овощей, круп и мяса. Широко известны танцы – чардаш, вербункош.
3. Мордовская игра «Ши и пизем». (Солнышко и дождик)
А теперь ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в мордовскую игру «Ши и пизем».
Игра проводится под мордовскую народную музыку «Луганяса келунясь».
Под музыку дети выполняют мордовские танцевальные движения
(«лебедушка», «кружение на притопе», «зеркальце» и др. Как только музыка
останавливается, воспитатель говорит «пизем!» Звучит шум дождя дети
убегают под зонтик к воспитателю.)
Воспитатель: Хорошо поиграли. А теперь продолжаем.
Алдоня: Остался последний шарик.
Воспитатель: Лопаем 3 шарик. У нас задание. Рассказать стихотворение, которое подойдет к нашей сегодняшней теме. Дружбе народов.
Дети читают стихотворение:
Очень много слов на свете
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины
Вместе хором: Вместе мы непобедимы.
Воспитатель: молодцы, ребята! Я думаю это замечательное завершение нашего занятия. Хочется поблагодарить нашу гостью, которая помогла нам познакомиться с финно-угорским народом, их традициями, обычаями.
- Ребята давайте построимся вместе с нашей гостьей в хоровод, и мы с вами подружимся.
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом,
как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши все народы живут в мире и согласии. И давайте
к каждой культуре этого народа относиться с уважением.
4. Итог занятия : Что вам понравилось сегодня на занятии? Для чего мы провели это занятие?
Воспитатель: Молодцы, ребята!