Гущина Екатерина Геннадьевна
ФГОС до: развитие ребенка в пространстве игры
▼ Скачать + Заказать документы
«ФГОС ДО : развитие ребенка в пространстве игры».
Аннотация: Рассматриваются специфические функции игры, особо значимые для личностного развития ребенка, его психологического здоровья. Уделено особое внимание общению и взаимоотношениям в системе «играющие дети – взрослый», его игровой позиции как важных условий развития детской игры и сохранения ее главенствующей роли в пространстве дошкольного детства. Ключевые слова: место игры в жизненном пространстве человека, функции игровой деятельности дошкольника, игра как средство укрепления психологического здоровья ребенка, игровая позиция, взаимодействие в игре.
Публикация «ФГОС до: развитие ребенка в пространстве игры» размещена в разделах
В современной науке и воспитательно-образовательной практике проблема игры занимает уникальное место. Эта и сегодня еще во многом загадочная деятельность, которая имеет в качестве результата не утилитарные вещи и материальные, вернее, материализованные произведения искусства, а эмоциональные переживания и изменения в самой личности, привлекает внимание не только педагогов и психологов, психиатров, искусствоведов и этнографов, Свое «право» на игру заявляют не только представители перечисленных областей знаний, но и бесчисленная армия теоретиков и практиков едва ли не всех видов человеческой деятельности. Это означает, что игра включена не в какие-то временные и частные фрагменты человеческой жизни, а входит в фундаментальные основы существования Homo Sapiens. В тоже время есть судьбоностный и судьбоопределяющий период человеческой жизни, когда игра находится на авансцене, когда именно она определяет и актуальное
существование и будущее счастье (или несчастье) личности, ее жизненный путь. Этот период – детство. В дошкольном возрасте игра занимает особо важное, «королевское» место в жизненном пространстве человека. Разнообразны и непросты функции, которые «выполняет» игровая деятельность на этом важном возрастном этапе (Л. С. Выготский, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин и др.). Некоторые из них уже относительно исследованы и широко используются (в том числе взрослыми) – функции социализации, коммуникации, познания, развивающая и коррекционная функция и др. Представляется важным обратить особое внимание и на менее исследованные, но чрезвычайно значимые функции игры для развития личности ребенка, его психологического здоровья, связанные с удовлетворением его потребностей в самоутверждении, защищенности – функции самоопределения, самоодушевления, самореабилитации и др. В процессе их реализации осуществляется активное саморазвитие, подготовка ребенка к будущему, «опробование» неведомого, того, что представляется сегодня опасным, внушает страх. Он берет в игре при этом на себя такую роль, которая предохраняет его от противоречий во внутриличностном и межличностном пространстве. Значимо и то, что в таких случаях дошкольник приобретает возможность приобщиться к психологической культуре и опробовать новые социальные роли. Успешное прохождение в игровой деятельности через тревожащее ребенка помогает представить ему ожидаемые события в более «светлых тонах», сохранить доверие к миру. К числу отмеченных выше функций игры, связанных со становлением «самости» ребенка, отнесем и «аутотерапевтическую», самозащиты. Специфичны ситуации, в которых наблюдается ее использование дошкольником: как правило, в ситуациях «ущемления» потребности в самоутверждении, признании, угрозы снижения самооценки, в ситуациях, способных «разрушить» его позитивный «образ-Я». • Обиженный резкой негативной оценкой родителей за шалости во время ужина, Саша (3 г. 4 м.) выскочил из-за стола и побежал в детскую, обнял там любимую игрушку – коня Бурушку, погладил себя его «ножкой». Затем, схватил в охапку своего друга и защитника и помчался вновь на кухню. Там от имени игрушки заявил: «Что это вы тут моего Сашу обижаете? А ну -ка миритесь с ним, а не то будете иметь дело со мной!» • Овладение игрой в шахматы доставляет дошкольнику как радость, так и огорчение (в случае поражения). Маша (4 г. 10 м.) – не исключение. После одного из проигрыша она предлагает : «Знаешь, бабушка, я придумала. Давай как будто не мы будем играть, а наши друзья (так она называет свои игрушки – Львенка, Слоника, Мишку и др.). Воплощение предложения ребенка привело к исчезновению слез из игры, усилению ее притягательности для ребенка. Межличностный конфликт при этом оказывается замещенным игровыми символами: теперь образная игрушка, за которую играла девочка, в случае поражения «брала удар на себя», смягчая горечь эмоционального состояния истинного, реального игрока, ее хозяйки. Используя игру как средство аутопсихотерапии, ребенок чувствует себя защищенным, более комфортно в своем пространстве детства. Есть основание рассматривать охрану и сохранение психологического здоровья как основное назначение данной функции игры дошкольника. Высказанные выше идеи воплощены в книге «Игра в жизни дошкольника» [1]. Не может не вызвать тревогу все более обращающаяся на себя внимание тенденция к «уходу» из детского сада, снижения у современных детей уровня развития игры – деятельности, так много значащей для психического развития и здоровья дошкольника, создающей «зоны его ближайшего развития» (Л. С. Выготский [2]). Сложны и многообразны причины данного явления. Выделим среди них одну, связанную с взаимодействием в системе «играющие дети – взрослый». Мы считаем, что не должно быть грубого вмешательства в детскую игру, ее жесткого регламентирования;
однако содействовать, способствовать развитию игры следует. Представляется важным при этом отнестись к игре не как к объекту управления, а как к значимой деятельности дошкольника, как к условию его развития, творчества, психологического здоровья. Для детской игры, ее участников значимы атмосфера доверительности, чувство защищенности, принятие, позволяющие свободно (не боясь, без оглядки проявлять и развивать свое «Я», собственные помыслы в своей деятельности. И не случайно игра (прежде всего сюжетно-ролевая) более развита, как свидетельствуют специальные исследования (в том числе – авторов, у воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения при активно-положительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с которыми общаются педагоги авторитарного стиля поведения при отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним. Характер взаимодействия воспитателя с детьми во многом определяет место игры (прежде всего – сюжетно-ролевой) в жизнедеятельности дошкольника в условиях детского сада. Сформированная игровая позиция педагога существенно усиливает возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет оказывать влияние на развитие игры. Способность занять «игровую позицию» является, как свидетельствуют наши исследования, значимой составляющей таланта воспитателя. Какому педагогу удается с большей легкостью овладеть данной позицией? Педагоги различаются направленностью своих воздействий на детскую деятельность. Это дало основание одному из авторов выделить 6 типов воспитателей, условно названных «игровой», «художественный», «дидактический», «гармоничный», «формально-прагматический», «индифферентный» [3]. Сравнительное исследование их воспитанников показало: наиболее благоприятным для развития воображения и игры дошкольников является «игровой» тип деятельности педагога. Его характерные особенности: ярко выраженный интерес педагога к играм детей; склонность к «игровой позиции» во взаимодействии с воспитанниками; широкая опора при руководстве детской деятельностью на игровые мотивы воспитанников, преобладание косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре, кукольного персонажа и т. п.); склонность к шутливости, юмору, способность «заразить» своим оптимизмом, «солнечностью» окружающих (прежде всего детей); чувствительность к настроению детей, их ответным реакциям на игровые воздействия; эмпатия; высокий уровень социально-психологической наблюдательности; опора при оценке ребенка прежде всего – на поведение ребенка, его успехи в игровой деятельности. Представляется необходимым при подготовке специалистов дошкольного образования, повышении их профессиональной квалификации и психологической культуры совершенствовать психолого-педагогическую готовность к взаимодействию в системе «педагог-играющие дети», к оказанию содействия в развитии игры, общению в ней детей разного пола и темперамента. Усиление внимания требуется и к вопросам формирования ценностного отношения к игровой деятельности как у детей, так и взрослых, взаимодействующих с современными дошкольниками. Деятельность специалистов в этом направлении, полагаем, будет способствовать развитию детской игры, сохранению ею главенствующего положения в пространстве дошкольного детства.
[1] Игра в жизни дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 2012. 182 с. [2] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М., 2006. С. 200-203. [3] Панько Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология. Минск, 2006. 263 с.