Лилия Сергеевна Бариева
Фантастический мир Навитроллы. Приемы создания фантастической картины
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В методической разработке «Фантастический мир Навитроллы. Приемы создания фантастической картины» представлены: конспект занятия в изостудии с детьми 7-8 лет, компьютерная презентация с картинами эстонского живописца Хейки Тролла. На доступном для восприятия детей языке, рассматриваются приемы создания фантастических картин, используемых художником. А также, представлены творческие работы обучающихся в изостудии «Цветик-Семицветик» ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ» детей 7-8 лет.
Тема занятия: «Фантастический мир Навитроллы. Приемы создания фантастической картины».
Конспект мультимедийного занятия в изостудии с детьми 7-8 лет.
Публикация «Фантастический мир Навитроллы, Приемы создания фантастической картины» размещена в разделах
Автор: Бариева Лилия Сергеевна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, учителя изобразительного искусства, родители с детьми 7-8 лет.
Тип занятия. Занятие по сообщению новых знаний. Первое занятие по теме «Фантастический мир Навитроллы» из серии «Фантастические картины».
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Форма организации и проведения занятия. Фронтальное занятие. Длительность занятия – 60 минут.
Цель: создание условий для развития воображения детей посредством ознакомления с приемами создания фантастических картин художником Хейки Тролла.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством современного эстонского художника Хейки Тролла (псевдоним Навитролла);
- познакомить детей с приемами фантазирования, используемых художником для создания картин;
- закрепить у детей понятие пейзаж, открытая и закрытая композиция пейзажа;
- познакомить детей с разнообразием композиционных схем;
- продолжать учить детей применять на практике знания о трех планах картины;
- закреплять у детей умения, связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности.
Развивающие:
- развивать воссоздающее и творческое воображение детей;
- продолжать развивать у детей умение планировать свою деятельность;
- продолжать развивать у детей зрительно-моторную координацию;
- продолжать развивать у детей восприятие цвета и формы.
Воспитательные:
- способствовать совершенствованию личностных качеств детей: самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию;
- способствовать формированию адекватной самооценке личности ребенка: «Я умею»; «Я создаю»;
- продолжать воспитывать у детей аккуратность в работе, стремление довести начатое до конца.
Обучающиеся в ходе занятия:
- познакомятся с картинами эстонского художника Навитролла;
- приобретут знания о том, как создать фантастическую картину, используя приемы фантазирования;
- актуализируют знания о композиции пейзажа;
- актуализируют умение планировать свою деятельность;
- закрепят технические умения, связанные с использованием художественных материалов;
- актуализируют эмпатийные качества личности.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран; аудиозапись «Шедевры инструментальной музыки».
Демонстрационный материал: компьютерная презентация «Фантастический мир Навитроллы»; схемы композиции пейзажа. Видео танцевальная физкультминутка «Я – банан».
Раздаточный материал: бумага для акварели формат А3, простой карандаш, ластик. Гуашь 12 цветов, емкость с водой, кисть плоская №8, палитра, бумажные салфетки, стек.
Структура занятия.
Часть 1. Организационная.
1.1. Приветствие. Игра «Поздоровайся локтями».
1.2. Психогимнастическое упражнение «Я - хороший!» (4-5 раз).
1.3. Пальчиковая гимнастика. Упражнения про растения.
Часть 2. Основная.
2.1. Вступительное слово педагога. Погружение в тему занятия.
2.2. Демонстрация педагогом презентации «Фантастический мир Навитроллы».
2.3. Танцевальная динамическая пауза «Я - банан».
2.4. Анализ композиционных схем пейзажа.
2.5. Оборудование детьми рабочих мест.
2.6. Создание детьми эскиза фантастического пейзажа. Рисование фона.
2.7. Индивидуальная помощь детям.
Часть 3. Заключительная.
3.1. Уборка детьми рабочих мест.
3.2. Рефлексия.
3.3. Прощание с детьми.
Конспект занятия.
Дети заходят в кабинет, встают в круг.
Педагог: Здравствуйте ребята. Давайте поиграем. За одну минуту нужно успеть поздороваться со всеми детьми и со мной. Здороваться будем локтями.
Педагог и дети здороваются, затем дети садятся.
Педагог: Давайте расскажем, какие мы хорошие.
Дети и педагог гладят себя по голове и приговаривают «Я - хороший (ая)» /4-5 раз/.
Педагог: Хорошо. Сейчас делаем гимнастику для пальчиков. Вспомните упражнения, в которых говорится о каких-нибудь растениях. Что относится к растениям? Ответы детей.
Педагог и дети, выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.
Упражнение «Топали до тополя».
Топали мы, топали, /Указательный и средний пальцы ставятся
До тополя до топали. подушечками на стол. Остальные сжаты.
До тополя до топали, Ритмичное поднимание согнутых указательных и
И дальше потопали. средних пальцев/.
Упражнение «Ёлка быстро получается».
Ёлка быстро получается, /Ладони от себя, большой палец вниз/.
Если пальчики сцепляются. /Пальчики пропускаются между собой,
Ладони под углом друг к другу/.
Локотки ты подними, /Локти к корпусу не прижимается/.
Пальчики ты разведи. /Большие пальцы разводятся в стороны/.
Упражнение «Вырос красивый цветок на поляне».
Вырос красивый цветок на поляне, /Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их/.
Утром весенним раскрыл лепестки. /Развести пальцы рук. /
Всем лепесткам красоту и питание. /Ритмичное движение пальцами вместе - врозь/.
Дружно дают под землей корешки. /Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести прижать к крышке стола/.
А сейчас, выучим новое упражнение «На клумбе».
На нашей клумбе всем на диво /Дети тянут указательный палец левой руки
Вырос жгучий куст крапивы. большим и указательным пальцами правой.
Чтобы розу посадить, Затем меняют руки и тоже самое
Его надо победить. проделывают с указательным пальцем
правой руки/.
Педагог: Сегодня начинается серия занятий по созданию фантастических картин.
Слайд 1. Знакомимся с «Фантастическим миром Навитроллы».
Слайд 2. На картинах замечательного современного художника Хейки Тролла по небу летают коты, лев меньше, чем мухомор, а жирафы достигают облаков. Художник больше известен под творческим псевдонимом Навитролла.
Детство провёл в деревне Нави (Navi). Название деревни и фамилию Хейки Тролла соединил и получился псевдоним Навитролла.
С юности учился у местного графика технике рисунка и графики. С 1993 года стал этим заниматься профессионально и быстро обрёл популярность благодаря своему наивному стилю рисунка. В настоящее время Галерея Навитроллы находится в Старом городе в Таллине. Сам Навитролла живет и работает в Южной Эстонии.
Слайд 3. Навитролла охотно делится своими идеями и жизненным опытом.
«Быть свободным от стереотипов, делать то, что любишь, оставаться позитивным и доброжелательным. Отличаться, не бояться быть ни на кого не похожим, оставаясь при этом частью общества - это один из путей к счастью,
а значит, и к изменению мира вокруг себя». Как вы понимаете эти слова художника?
Слайд 4. Навитролла говорит: «Своими работами я хочу сказать людям, что счастлив, рисуя. Так что в мире, в момент создания картины, точно на одного счастливого человека больше». А вы счастливы, когда рисуете?
Слайд 5. Как создает Навитролла свои фантастические картины?
Для создания фантастических картин Навитролла пользуется приемами фантазирования. Их несколько.
Перенос. На картине мы видим, что белые медведи перенесены из мест своего обитания в среднюю полосу. К тем елочкам, к которым мы с вами привыкли.
Стилизация. Медведи изображены не настоящие, а как игрушечные.
Слайд 6. На этой картине мы видим, что художник обратился к уже известному нам приему перенос. (Кого перенес художник)
И еще один прием фантазирования – увеличение – увеличить можно весь объект или только его часть. (Что увеличил Навитролла)
Слайд 7. На этой картине мы видим, что художник обратился к уже известному нам приему перенос. (Кого перенес художник)
И еще один прием фантазирования – изменение цвета. (Что изменил Навитролла)
Слайд 8. Какой прием фантазирования нашел применение на этих картинах?
Слайд 9. Какой прием фантазирования нашел применение на этих картинах?Слайд 10. Творческое задание.
Нарисовать фантастическую картину, используя приемы фантазирования: увеличение, перенос, стилизация, изменение цвета.
Помнить про три плана картины: передний, средний, дальний.
Для того, чтобы легче было фантазировать и рисовать можно воспользоваться картинками с растениями и животными.
Педагог: А сейчас отдых, танцевальная пауза «Я - банан».
Дети и педагог танцуют по показу, танец демонстрируется через проектор.
Педагог: Посмотрите, на доске схемы композиции пейзажа. Давайте вспомним композицию. Ответы детей. Верно: открытая, закрытая, комбинированная. Есть дальний план, средний, передний. Чем дальше от нас объект, тем меньше. Помните, что вам необходимо нарисовать фантастический пейзаж. И фигурки животных – это дополнение к пейзажу.
Дети берут простые карандаши и ластики, листы бумаги. Приступают к созданию рисунка. Эскиз, в зависимости от индивидуального темпа работы – фон.
Индивидуальная помощь детям в процессе создания фантастической картины. Фоном звучит «Шедевры инструментальной музыки».
После работы дети убирают рабочие места, наводят чистоту и порядок,
моют руки.
Рефлексия.
Педагог: Что нового узнали?
Что сделали? Как это называется?
Что понравилось на занятии?
Что показалось трудным? Почему?
На следующем занятии продолжим рисовать. Поиграем в «Ералаш». А пока прощаемся, встаем в круг, беремся за руки и говорим:
У друга тёплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по ладошке я немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Без друга плохо жить запомнить это надо.
Рисунки детей 7-8 лет.
Работа Аристовой Ирины.
Работа Асланова Максима.
Работа Бурковой Арины.
Работа Климашовой Анастасии.
Работа Лебедевой Варвары.
Работа Смоленцевой Агаты.
Работа Яшиной Арины.