Дороненко Галина Александровна
Конспект интегрированного занятия «Есть у моря свои законы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
для старшего дошкольного возраста
Тема: «Есть у моря свои законы…»[/b]
Программное содержание: Способствовать установлению гармонии с природой посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, пластики.
Рассказать о таком явлении, как морская стихия.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Есть у моря свои законы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Объяснить, что на картинах море может выражать чувства и настроение художника (радость, грусть, спокойствие, тревогу, а также создавать определенное настроение у зрителя.
Закреплять умение детей самостоятельно задумывать содержание своего рисунка. Развивать воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие.
Познакомить с творчеством художников И. К. Айвазовского, В. И. Кулешова.
Обогащать словарь детей (буря, шторм, стихия, грозовые тучи, тревожное море, цунами, айсберг, марина, художники-маринисты и т. д.).
Познакомить с новыми цветами и их оттенками.
Познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Материал: Репродукции картин «Черное море», «Девятый вал», «Море. Коктебель», «Радуга» И. К. Айвазовского; «Вечер» В. И. Кулешова. Аудио-запись симфонической картины Н. А. Римского-Корсакова «Садко» («Океан – синее море»). Гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, бумага формат А3.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются.
Воспитатель: Занятие у нас сегодня необычное. Но прежде я хочу, чтобы вы в тишине услышали звуки и узнали их (предлагает детям аудиозапись «Шум моря»). Узнали эти звуки? Что они вам напомнили? (Ответы детей).
Да, это шум моря, морского прибоя. А кто из вас был на море? (Ответы детей). Каким вам запомнилось море? (Высказывание детей). А вы знаете, что море бывает разного цвета? Об этом говорится в стихотворении Григория Поженяна.
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым светло-синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в часы прилива.
Море может быть голубое!
И порой в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Дети, давайте вспомним, какие цвета упоминаются в стихотворении (зеленый, свинцово-сизый, светло-синий, лиловый, красноватый, голубой, черный). Какие из этих цветов вам знакомы? (Ответы детей). Как вы думаете, от чего зависит цвет моря? (От времени суток, освещенности, погоды, глубины моря).
Воспитатель: Море производит на людей большое впечатление. Когда они приезжают к морю, то могут подолгу смотреть на него, любоваться его цветом, волнами – ведь они тоже бывают совершенно разными. Из ваших рассказов я поняла, что многие из вас были на море и видели волны. Какими они могут быть? (Беспокойными, пенистыми, лохматыми).
Море воспевают не только поэты, но и художники. Вы знаете, как называется пейзаж, изображающий море? (Морской). Если говорить точнее, называется он «марина», а художников, рисующих морские пейзажи, называют «маринистами». Это новое для вас слово, постарайтесь его запомнить (дети повторяют за педагогом это слово).
Самым известным художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Посмотрите на эту картину. На ней художник изобразил только небо и воду, бесконечную череду волн. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Беспокойство, тревогу). Почему? (Небо хмурое, местами даже черное, начинается ветер, на море появились волны, кажется, что скоро начнется буря и т. д.) Художник назвал эту картину «Черное море». А вот другая картина Айвазовского. Что художник на ней изобразил? (Большие волны, яркое небо, бушующее море). А что на переднем плане? (Обломок мачты, за которую цепляется несколько человек). Что случилось с кораблем? (Потерпел кораблекрушение, разбился). Как вы думаете, почему? (Была буря, шторм). А какое время суток изображено на картине? (Это день: сквозь грозовые тучи пробивается солнце, освещая тучи и море). Что поднимается над головами людей? (Волна). Какая это волна? (Большая, мощная). Какого она цвета? (Зеленая, голубая, в ней отражается солнце, и она имеет красный и желтый оттенок). Что мы видим на гребне волны? (Пену). Какая она? (Пена белая, но и желтоватая, красноватая). А почему? (Ответы детей). А художник назвал ее «Девятый вал».
Художники изображают не только южные моря, но и северные, холодные. Почему вы так думаете, что это северное море? (Дети объясняют). Какие краски художник использовал для изображения воды? (Черные, голубые, белые, желтые, даже коричневые). Почему? (Ночь, светит луна, все краски неба отразились в воде).
Музыкальный руководитель: Художники, используя различные изобразительные средства, сумели показать разное состояние моря. Композиторы, используя музыкальные средства выразительности, тоже могут в своей музыке изобразить море: спокойное, тревожное, штормовое.
Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к былинной сказке «Садко». Послушайте отрывок, который так и называется – «Океан – синее море» (дети слушают аудиозапись). Каким изобразил Римский-Корсаков море? (Бушующим, величественным, штормовым). Всегда ли музыка звучала так? Вспомните начало музыки: море мирное, спокойное. И в конце музыка зазвучала вновь умиротворенно – ветер стих, море успокоилось.
Художники изображают море с помощью красок, поэты – с помощью слова, композиторы – с помощью звуков. А можно изобразить море с помощью пластики.
Физкультминутка: Возьмите ленты и попробуйте показать движениями морские волны. Постарайтесь услышать всплески волн или спокойное покачивание морской глади. Музыка подскажет вам, где движения будут спокойные, мягкие, как тихая волна, а где активные, широкие, как перекаты высоких морских волн. (Дети танцуют под музыку и импровизируют).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать море. Подумайте, какими изобразительными материалами вы будете пользоваться. (Дети выбирают материал и под звуки музыки рисуют). После завершения работы проходит обсуждение детских рисунков, выясняется, какие цвета использовали при изображении моря.
Воспитатель: Ну что же, наше занятие подошло к концу. Но не закончилось знакомство с морем – когда вы отдохнете, я прочитаю вам «Сказку о рыбаке и рыбке», которую сочинил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.