Анастасия Казакова
Конструктивная деятельность в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивная деятельность в развитии детей
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие-самая трудная вещь на свете» И. Гете
Конструктивная деятельность- это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, совершенствующего его функциональному назначению.
Конструирование обладает чрезвычайными широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта.
Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез). Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. А формирование личности дошкольника- процесса очень сложный и многогранный. Целесообразно, как можно раньше развивать и удерживать потенциал детской фантазии. Формирование творческой личности является одной из важных задач на современном этапе. Творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развивать эти способности. Задача педагога – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, ног и чувствами, сердцем. Не даром сказано «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!» В. А. Сухомлинский.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материалов, бусинок, страз, пера птиц и т. д.) разнообразные игровые поделки, сувениры, игрушки, постройки.
Конструирование способствует : 1. Развитие у детей умственных и сенсорных умений и навыков; 2. Развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение); 3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму; 4. Сплочение детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Основные принципы: -Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; -Обучение от простого к сложному; -Применение схем, чертежей, образцов в работе; -Доступность, наглядность, безопасность; -Последовательность и систематичность обучения и воспитания.
Познавая и развиваю данную тему, мы в детском саду, в старшем дошкольном возрасте ведем кружок «Наши руки не для скуки», расширяем рамки программы в части конструирования, но по прежнему ориентируемся на развитие конструктивных навыков детей. Работа в данной области интегрируется с духовно- нравственным воспитанием, что позволит воспитать в детях такие качества как доброта и сострадание, взаимопомощь и взаимопонимание и др. Программа предусматривает конструирование с различными материалами: природными, бросовыми, строительными. Кроме этого, предусмотрена работа с методическими пособиями и играми: наборами Фребеля, «Логико-малыш», «Квадратами Воскобовича». Каждый блог, каждая тема продумана в подборе материала, в зависимости от времени года, знаменательных дат. Игры тесно переплетены с каждой темой занятия, подчеркивая или дополняя его. Дети охотно с большим желанием и азартом играют в наборы Фребеля, «Логико-малыш» и «Квадратами Воскобовича». С помощью них у детей формируется умения в выполнении различных математических операций, развивает логическое мышление, умение выполнять творческие задания. Они способствуют развитию прекрасной памяти и концентрации внимания, развитию умения в самостоятельном приобретении знаний. При этом у детей формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дор конца. Программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки» является авторской программой, направленной на творческое развитие детей через занятие конструктивной деятельностью, созданной на основе методических пособий.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. К каждой теме занятия представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них педагог задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с воображением и своими умениями. Большое внимание уделяется конечный результат занятия, творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Программа включает занятия по аппликации, ручному труду, конструированию. Данная программа интегрируется со всеми образовательными областями рабочей программы старшей группы.