Потоля Наталья
Духовно-нравственное воспитание сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников сказкой.»
Воспитатель МДБОУ №34 : Потоля Н. И.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно – нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей - главные идеи духовно – нравственных качеств личности. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, выбрали путь, развивать духовно- нравственные качества личности ребенка с помощью сказки. Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду. Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка- матушка, динамика событий (гуси- лебеди, царевна лягушка, колобок, причинно- следственные связи и явления (сказка «Колобок»- хвастовство, хитрость, осторожность,- все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно- здоровой личности ребенка. Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств. В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Перед воспитателями стоят задачи : посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно- нравственные категории (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, содействовать развитию образного строя речи, обогащение словаря, навыков связной речи, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание сказкой» размещена в разделах
Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба» : плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда, использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланеленграфа. В сказке теремок детям можно предложить двигательные упражнения - попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда при появлении медведя, теремок развалился. Мы предлагаем построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем, мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая, кто, что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. В этой сказке воспитываются такие качества : гостеприимство, доброжелательность дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка гуси- лебеди - эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. После рассказывания сказки Зимовье зверей следует провести с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснить представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссориться, делится игрушками, с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в корыстных целях, чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, Два жадных медвежонка, Волшебные слова, рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу. Воспитатель анализирует ситуации в группе и потом подбирает сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других. В нашей группе при воспитании положительных качеств мы используем сказку Цыпленок Чуковского, связываем ее с игрой «Вышла курочка гулять» и с игрой с кошкой, которая хочет поймать цыплят, и маленькие цыплятки не ругают кота, а предлагают ему сметаны миску, напевая песенку: Котик, котик, киска на сметаны миску, не маши ты лапой, цыпляток не царапай. Кот отвечает, он не хотел поцарапать цыплят, он просто с ними играл, так и подружились кот и цыплята. Регулярность рассказывания сказок, бесед, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, воспитатель старается предоставить возможность удовлетворить их стремление их к активности. Так же надо вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей ребенка во внимании. Результат воспитания детей сказкой предполагает : усвоение ребенком норм нравственно- духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.