Алёхина
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание, как средство развития личности детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание, как средство развития личности детей дошкольного возраста
Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание, как средство развития личности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души- создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ : Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Важно помнить, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях перехода на новые ФГОС ДО осуществляет следующие задачи:
- формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в нашем дошкольном учреждении с учетом национальных и региональных особенностей.
Принципы работы :
-Отбор знаний для ребёнка данного возраста.
-Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
-Рациональное сочетание разных видов деятельности.
-Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических ценностей, возможностей и интересов.
-Системность обучения.
-Развивающий характер обучения.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагоги нашего ДОУ изучили природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где мы живем. Наши педагоги продумывают, о чем рассказывать детям, особо выделив характеры, особенности только для данной местности, доступно показать связь села, города со всей страной. А самое главное, нам самим необходимо любить Родину, свой край, село, города и всегда помнить слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Над темой духовно-нравственного воспитания я работаю третий год. В своей работе я знакомлю своих воспитанников с историей и культурой родного края, воспитываю любовь и уважение к нему уже с раннего возраста.
Я знакомлю детей с окружающим миром – местными историко-культурными национальными, географическими, климатическими особенностями региона.
Работу веду по следующим направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с воспитателями
- Создание предметно-развивающей среды
В процессе работы с детьми мной был разработан перспективный план работы по региональной культуре. Учитывая недостаток знаний детей по теме, мною были созданы проекты:
Учебно-педагогический проект
«Региональная культура как средство воспитания у детей любви к малой родине»
Образовательная область: ознакомление с окружающим миром.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Цель проекта: сформировать интерес детей к произведениям местных авторов, использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
Задачи: знакомить детей с достопримечательностями своего села, края. Знакомить с произведениями поэтов и писателей края и села, знакомить с экспонатами местного музея. Развивать речь детей, самосознание, патриотизм. Обобщать и систематизировать знания о малой родине, развивать познавательный интерес к истории родного края. Воспитать гуманное эмоционально-положительное и бережное отношение к культурному наследию своего села. Воспитывать любовь к родному селу, Родине. Знакомить с природой родного края, знакомить с символикой своей страны. Воспитывать любовь к Родине, знакомить с природой, обычаями и укладом жизни людей.
Возраст участников проекта : 5-6 лет.
Продолжительность проекта 1 год.
Основные формы реализации проекта: занятия, беседы, экскурсии, рассматривание фотографий оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Обеспечение: учебно-методическое.
Предполагаемый результат: умение детей слушать произведения, назвать авторов произведения, знание местных достопримечательностей, воспитать чувство гордости и любви к своему селу.
Продукт проектной деятельности: изготовление папок- передвижек: «Моя малая родина - с. Архангельское», «Поэты нашего села». Изготовление макетов часовни и памятника павшим воинам.
Презентация проекта: выставка «Мое любимое село»
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т. д. Но, по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. Вместе с детьми мы посетили местный музей, где дети узнали о великом мужестве и храбрости воинов, защищавших нашу страну, познакомились с именами и подвигами наших земляков. Дошкольники увидели реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края. Так же я использовала такую форму работы по патриотическому воспитанию как встреча с интересными людьми. Каждый год, в канун празднования Дня Победы, воспитанники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают детям о тяжестях и невзгодах военного времени.
Знакомя детей с русской, народной культурой, праздниками, обычаями, с русскими народными промыслами появился мини-музей «Мастера земли русской» и проект.
Проект «мастера земли русской»
Задачи:
Образовательные:
-Знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов.
-Формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
-Совершенствовать технические навыки и умения рисования.
Развивающие :
-Развивать творчество и фантазию.
-Развивать коммуникативные навыки.
- развивать познавательную активность
Воспитательные :
- воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров
- воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
Возраст участников : 4-5 лет.
Продолжительность проекта- 1 год.
Основные формы реализации: занятия, оснащение предметно- развивающей среды. Работа с родителями.
Предполагаемый результат: знание русских народных ремесел, совершенствование технических навыков и умений рисования.
Презентация проекта: открытое занятие
Автор проекта: Алехина Татьяна Михайловна.
В 2015-2016 уч. году в рамках проекта вела кружок «Волшебная кисточка»
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки :
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
-Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
-Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
-Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Образовательный процесс можно осуществлять:
-В ходе непосредственно образовательной деятельности;
- В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- При организации самостоятельной детской деятельности.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
-Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для родителей.
В нашем детском саду регулярно проводятся православные праздники. Отец Федор с удовольствием присутствует на этих мероприятия. Дети всегда ждут его прихода и его благословения. Педагоги детского сада, общаясь с Отцом Федором, получают нужные советы и наставления в деле духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.
Также я знакомлю детей дошкольного возраста с понятием казачьего фольклора, показываю гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку. Даю знания об истории и культуре жизни казаков. Через региональный фольклор стараюсь помочь детям понять казачий быт, его специфичность и неоднородность.
Мною был отобран материал, способный вызвать у детей и родителей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Силами родителей и сотрудников ДОУ в детском саду был создан мини – курень, где собраны предметы старины, предметы быта и утвари.
В патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, их подвигах необходимо воспитывать детей, прививать им такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т. д. Хотя детский сад играет в становлении личности юного гражданина большую роль, все же чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает самый эмоциональный отклик в его душе.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. В нашем саду такой контакт есть.
Наши родители не только заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Пообщавшись с родителями, стало понятно, что родители поддерживают идею совместного приобщения детей к Отечественному наследию, что детей нужно воспитывать патриотами своей страны.
Работа с родителями : включает информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие. (Приобщение детей к истокам русской народной культуры.)
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей, так же проводим анкетирования родителей по духовно-нравственному воспитанию детей.
Для родителей провела консультации:
- «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание».
-"Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"
Совместно с детьми и родителями провели Экологическую акцию «Расти деревце!
Родители с удовольствием приняли участие в акции: принесли саженцы деревьев, цветов и вместе с детьми посадили на участке детского сада. тем самым родители показали пример любви и бережного отношения к природе
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через : занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
Список использованной литературы
1.«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
3. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -. -С-Пт., 2005
4. В. И. Малова Конспекты занятий по духовно-нрвственному воспитанию дошкольников» Владос,М. 2010 г.
5. Р. М. Литвинова» Региональная культура: художники, писатели, композиторы» 2010 г.
6. Р. М. Литвинова «казаки на Ставрополье» 2009 г.
7. В. И. Савченко Авторизованая «Программа нравственно- патриотического и духовного воспитания дошкольников» «Детство-Пресс» 2013 г.
8. Л. О. Тимофеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Издательство «Учитель 2016 г.