Получи документы

Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (15 фото)

Наталья Беляева
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
▼ Скачать

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,

которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Все начинается с воспитания в детстве.

Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. А детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках.

Публикация «Методическая разработка „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы“» размещена в разделах

У современных детей в поведении, поступках все больше проявляются

безнравственные негативные тенденции, искажены представления о

справедливости и доброте, гражданственности и патриотизме, милосердии

и великодушии. Книги ушли на второй план, а герои сказок, мультфильмов,

не всегда отличаются высокой духовностью и нравственной чистотой. Во

многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными.

Родители, к сожалению, не рассматривает детскую литературу как средство

воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности

ребенка, однако воспитателем души ребенка может быть каждый, взявший

в руки книгу. Поэтому духовно-нравственное воспитание на современном

этапе развития образования является одной из важнейших задач в

воспитании подрастающего поколения. Однако, есть противоречие: с

одной стороны, происходят изменения в имеющихся программах по

приобщению детей к чтению и появление новых образовательных

программ. С другой стороны, появляются новые, актуальные для

современных детей произведения, отражающие нравственные категории.

Новизна данного опыта требует от педагогов новых путей, на основе

теоретических, научно-методических знаний, выстраивать

систематическую планомерную работу с комплексами приемов и методов,

форм и средств, создать условия, в реализации поставленной цели. Я

убеждена, что нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добро и

зло, целесообразно формировать у дошкольников как своим примером, так

и с помощью восприятия художественной литературы. Почему? Потому

что именно книга испокон века растит человека. Является главным

средством воспитания нравственных качеств у детей. Содержание

художественных произведений раскрывают внутренний мир героев,

заставляет детей сопереживать, оказывает влияние на поведение,

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, расширяет кругозор

ребёнка, помогает формировать нравственные оценки. Это основа, на

которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность. Для осуществления поставленной цели и задач в

группе создана развивающая предметно-пространственная среда для

совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. В

книжном уголке, содержание и размещение книг зависят от возраста и

роста детей, от конкретных задач приобщения детей к чтению.

Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Периодически в уголке устраиваются книжные выставки, посвященные

творчеству отдельных писателей, жанрам или даже одной книге,

размещаем портреты писателей, иллюстраторов

Фото «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Театральный уголок оснащен разными видами театра для обыгрывания сказок, рассказов.

Первое знакомство с книгой у малышей начинается с малых фольклорных

форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и

нравственные традиции, т. е то, что ныне называют менталитетом.

Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям.

Например: при чтении стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»,

у малышей воспитываем заботу, нежность, к матери. Одним из самых

простых и важных средств формирования нравственного сознания для

дошкольников являются все виды сказок. Моральные ценности в сказках

представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как

правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью

имеющими наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница,

рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный,

честный, добрый, трудолюбивый).

Методическая разработка - фото
Фото №1 Нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем которая должна решаться сегодня всеми кто имеет отношение к детям

Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.

Личность ребенка в будущем определяет идеал, приобретенный в детстве.

Восприятие художественного произведения — это глубокое осмысливание текста и воздействие его на ребенка. Поэтому для чтения подбираем книги с учетом возраста дошкольников, в зависимости от конкретной задачи. Воспитанники лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрацию, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании ребенка. Старшим дошкольникам читаем сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского, рассказы, Л. Толстого «Лев и собачка», «Корова» и др. Авторы высмеивают такие плохие качества характера как грубость, трусость, зазнайство, лень которые, к сожалению, еще встречаются у наших воспитанников. Педагогическая ценность рассказов специально

подчеркнута, для того чтобы маленькие читатели могли думать над

происходящим, извлекать, по мысли автора, «умную мораль».

Изображение «нечаянной вины», свойственное ряду рассказов («Прыжок»,

«Акула» и др., придает этим произведениям глубокий психологический

смысл. Они приглашают маленького читателя познавать человека, мотивы

его поступков, думать над ними. Но переживания детей по поводу поступка

героя, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности

детей. Поэтому свою работу выстраиваем так, чтобы возникшее

переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения. Создаем ситуации и так организовываем жизнь детей, чтобы у ребенка появлялась

потребность в этом.

Чтение и рассказывание используем ежедневно в режимных моментах. Для формирования нравственных представлений, суждений, оценок, после прочтения сказки, проводим беседу, во время которой раскрываем характер героев, отмечаем положительные, негативные стороны, даем оценку действиям героев.

Используем для этого различные приемы: вопросы, повторное чтение отрывков из текста, рассказ эпизода сказки, драматизацию отрывков. После прочтения рассказа обязательно используем нравственные беседы о характере и чувствах,методами убеждения, разъяснения, внушения, объясняем воспитанникам, что такое доброта. Сказка Т. А. Шорыгиной «Охотник и заяц» учит, что «за добро добром платить надо».

Доброта — жемчужина души.

Немало поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и

бескорыстие. Мастерски подходим к анализу произведения, превращаем

его в интересный и полезный для воспитанников разговор о литературе, ее

воздействии на человека. Анализ произведения помогает удерживать в

детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать,

сопоставлять. И в этом его ценность. Со старшими дошкольниками

разбираем пословицы и поговорки, в них метко оцениваются различные

жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей,

высмеиваются недостатки. Пословица, вобрав в себя опыт и мудрость

многих поколений прошедших по земле людей, стала кодексом

нравственности, моделью тех типовых ситуаций, которые возникают в

процессе человеческой жизни, ориентиром в их разрешении. Для

нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у

дошкольников используем художественные средства.

Например: рисование, по сказке «Серая шейка» и др. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки, воплощают свои переживания, что развивает навыки, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. В рассказе

К. Ушинского «Дети в роще» автор одушевляет природный мир, живым,

себе подобным, как воспринимают его дети. Моральные категории

писателя не кажутся назойливыми, потому что их носителем является не

автор рассказа, а ручей, белка, малиновка. Благодаря художественному

слову рассказов В. Бианки способствовали формированию у дошкольников

нравственного отношения человека к природе, где человек выступает

существом разумным, ощущающим себя частью природы, знающим

особенности ее развития, умеющим разумно пользоваться ее богатствами.

Воспитание гуманных чувств рассматриваем в тесной взаимосвязи с общим

эмоциональным развитием ребенка. Чувства, эмоции ребенка укрепляем,

развиваем, показывая настольный, кукольный театр. Одной из форм

активного восприятия сказки является драматизация.

Фото №2 Все начинается с Фото №3 Воспитание детей Фото №4 Материалы для педагогов воспитания в детстве

Посредством драматизации у дошкольников воспитываем смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Мощным средством воспитания нравственных качеств личности является игра.

В сложно-ролевой игре происходит приобретение тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни. Способствуем развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок: подвижные игры с персонажами сказок («Гуси-гуси»,«Курочка-рябушечка» и др., настольно — печатные («Собери сказку»,«Литературное лото» и др., словесные игры. («Сказка наизнанку»,

«Расскажи сказку по картинкам», викторины по сказкам. Особое место в

литературных произведениях, сказках занимают вопросы нравственно —

трудового воспитания. Рассказ Н. Носова «На горке» учит заниматься

делом, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда.

Фото №5 Дошкольное детство очень важный этап в становлении личности ребенка Фото №6 Публикация Методическая разработка Духовно нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы размещена в разделах Воспитание детей

Пример героев рассказа побудил ребят взяться за такое же увлекательное

дело, выйдя на прогулку, ребята решили очистить дорожки от снега,

сделать свою горку. Совместный труд детей и взрослых вызывает чувство

гордости от причастности к настоящему «взрослому» делу. Всячески

поощряем, подбадриваем воспитанников, обращаем внимание, что

трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Используем

пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много

меду не натаскает».

Фото №7 Материалы для педагогов Литературная деятельность Писатели для детей Фото №8 Книги ушли на второй план а герои сказок мультфильмов не всегда отличаются высокой духовностью и нравственной чистотой

Постепенно, систематически, полученные детьми знания из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт, что рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит фантазию. Особенно вдохновенно действуют воспитанники, когда самостоятельно разыгрывают роли, ребята сами сочиняют свои сказки, принимают участие в концертах. Праздниках, развлечениях.

Все, то, что дошкольники выполняют самостоятельно, является наилучшим в

воспитании нравственных качеств.

Фото №9 Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными Фото №10 Родители к сожалению не рассматривает детскую Фото №11 Литературная деятельность литературу как средство воспитания культурной духовной и высоконравственной личности ребенка однако воспитателем души ребенка может быть каждый взявший в руки книгу

Именно в детском саду закладываются основы формирования в ребёнке чувства патриотизма.

Поэтому с воспитанниками читаем книги о войне, о подвиге героев, разучиваем стихи.

Считаем, что плодотворное развитие нравственных качеств личности

дошкольников возможно при тесном соблюдении преемственности

детского сада, семьи и социума. Формирование гуманных чувств у

воспитанников невозможно без взаимодействия с родителями. Ведь

родители — первые главные воспитатели! Все это обеспечивает

положительные результаты для нравственного развития личности ребенка.

Таким образом, целенаправленное и системное использование форм и

методов в формировании духовно развитой личности дошкольников через

художественную литературу позволило обогатить их жизненный и нравственный опыт, способствовало воспитанию любви к своим товарищам, природе, своей семье, стране.

Фото №12 Поэтому духовно нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Опубликовано: 8 июля 2023 в 21:04
+90Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД