Ольга Баринова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно –нравственное воспитание дошкольников».
«В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом детей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО. [1]
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека. [2]
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького духовно -нравственного патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. [3]
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач в нашем направлении я выделила следующие:
-приобщение детей к традиционным для нашей страны духовно-нравственным ценностям.
-формирования гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
-Формирование первоночальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь,семья, любовь,добро,верность)
-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, приветливыми, вежливыми, доброжелательными).
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом правильно организованного духовно нравственного развития является формирование у детей осознанности, ответственности за свои поступки и выборы, эмпатии, общественно полезной деятельности, нравственных и ценностных ориентиров поведения в обществе. Одним из эффективных средств для развития детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств например как “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких”.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. [3]
Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм.
Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья. Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира. [4]
Список использованной литературы.
«Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры»
Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. — М. : ПСТГУ, 2007. — 237 с. — (15 п. л.).
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.» Мониторинг результатов. 1 класс. Данилюк Александр Ярославович. | Логинова Анастасия Аркадьевна,
издательство: Просвещение серия: Работаем по новым стандартам
ISBN : 978-5-0902-6222-4. 2012г. 30 с.
«Моя система воспитания. О нравственности».
Ушинский Константин Дмитриевич.
Издательство: АСТ, 2018 г. 576 с. Артикул:p1824986