Анна Виль
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки
Пояснительная записка
«Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л. Н. Толстой
Рабочая программа «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки» предназ-начена для воспитательной группы детей с ОВЗ 2,3 класса.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Опыт работы с воспитанниками коррекционной школы показывает, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственного выбора. Особенностью этих детей является способность к подражанию. В то же время недостаточно развита произвольность поведения, не умение планировать и контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, это может приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачей формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, которые превращаясь в привычки, становятся нормой поведения.
Обоснование актуальности программы
Сказка как средство воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка через художественные образы и особый сказочный язык развивает чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. К. Д. Ушинский говорил: «На систему воспитания в любой стране - влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову, красоте природы и к мелодии музыки». Писатель Виктор Кротов говорил о сказке как о бедующем педагогики: «Сказка, как и игра, — это будущее педагогики. Педагогики свободной, личностной, творческой. Педагогики, выдвигающей на первый план проблемы философского, этического, психологического характера и уже на их основе решающей задачи преподавания знаний. Сказка — это встреча миров. И педагогике не стоит опаздывать на эту встречу».
И действительно сказка удовлетворяет три естественные потребности ребенка:
Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на
протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
Потребность в компетентности (в силе и могуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя
может терпеть временные неудачи.
Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как: стремление проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия; способность понять особенности, интересы, потребности другого, заметить изменения настроения и др. ; управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании»
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ОВЗ
Инструктивными письмами Министерства образования и науки
Уставом школы-интерната
Адаптированной образовательной программой уярской коррекционной школы-интерната VIII вида.
Используемые авторские программы:
Гладких Л. П. //духовно-нравственное воспитание детей: Сб. докладов на пленарных заседаниях XIII Международных рождественских образовательных чтений. – М. ,2005.
Гладких Л. П. // Мамина школа. //Нравственное воспитание сказкой. Программа занятий с детьми дошкольного возраста. Интернет - Рубрика mamina_shkola.
Садилова О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. – М., 2005.
Уровни формирования нравственного поведения в педагогике
1. Формирование нравственного сознания – системы нравственных представлений, понятий, суждений. Совокупность нравственных идей, взглядов, понятий, традиций составляет общественное нравственное сознание. В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт, который складывается в процессе деятельности и общения. Эти представления характеризуются фрагментарностью и недостаточной осознанностью. Они включают в себя отношения к игрушкам, личным и общественным вещам, а так же к нормам и правилам поведения в семье, школе, в общественных местах, так же представления о взаимоотношениях со сверстниками, представления о добре и зле. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности.
2. Формирование нравственных чувств и отношений – вторая группа задач нравственного воспитания. Значение чувств здесь исключительно велико. В чувствах выражаются желания, а также они могут быть формой и способом оценки происходящего. Опираясь на детскую эмоциональную отзывчивость, их впечатлительность и подражательность педагог развивает первые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. И тогда только формируются чувства дружбы, товарищества, коллективизма и патриотизма.
3. Формирование нравственного поведения – эта группа задач нравственного воспитания закрепляется на всех этапах развития ребенка в условиях коллективного совместного образа жизни.
Тематическое планирование занятий
по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ средствами сказки
на 2015-2016 учебный год
МЕСЯЦ
№
зан-я Дата Раздел, блок Тема Содержание Сказка
1 Диагностика 1 (индив-ная) Диагностика 1 (индивидуальная) Методика «Закончи историю»
Цель : изучение осознания детьми нравственных.
2 Диагностика 1 (индивидуальная)
3 Диагностика 1 (индивидуальная)
4 Диагностика 1 (индивидуальная) Методика «Сюжетные картинки»
Цель : изучение эмоционального отношения детей к нравственным нормам.
5 Диагностика 1 (индивидуальная)
6 Диагностика 1 (индивидуальная)
7 1. КАКОЙ «Я»
(самооценка и саморегуляция «Лучше горькая
правда, чем сладкая ложь»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Колобок»
8 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
9 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
10
«Живи смирнее, будешь всем милее» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Волк и семеро козлят»
11
II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
12 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
13 «Кто зазнается, без друзей остается»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Черепаха и заяц»
14 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
15 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
16 «Не было бы зла, да жадность подвела»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Два жадных медвежонка»
17 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
18 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
19 «Каков есть, такова и честь» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Стойкий оловянный солдатик»
20 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
21 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
22 «Не задирай носа – споткнешься»; «Хвались, да не поперхнись»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сказка о горделивом петушке»
23 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
24 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
25 2. ВНУТРЕННИЙ МИР»
«Друг познается в беде»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Кот и петух»
26 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
27 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
28 «Правда - дороже денег» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Пастух и волки»
29 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
30 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
31 «Глупые ссорятся,
а умные договариваются». I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Два барана» и «Две козочки».
32 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
33 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
34
«В тесноте, да не в обиде» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Теремок»
35 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
36 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
37 «Долг платежом красен»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Муравей и голубка»
38 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
39 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
40 «В согласии жить - никто не одолеет»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Зимовье зверей»
41 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
42 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
43 «За большим погонишься – и малое потеряешь»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
44 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
45 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
46 3. «МОЯ СЕМЬЯ»
«Там, где
дружат -живут, не тужат»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Репка»
47 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
48 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
49
«Доброе братство сильнее богатства» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки
«Старик и сыновья»
50 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
51 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
52 «Где лад, там и клад».
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Петушок и курочка»
53 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
54 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
55 «Только трудом держится дом» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Заюшкина избушка»
56 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
57 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
58 «Придет беда - не купишь ума»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Гуси-лебеди»
59 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
60 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
61 4. «ТРУДОЛЮБИЕ»
«Глупый киснет, а умный мыслит» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Маша и медведь»
62 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
63 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
64 «Без труда нет плода»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Морозко»
65 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
66 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
67 «Долг платежом красен»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Царевна-Несмеяна»
68 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
69 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
70 «Смекалка - второе счастье»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Каша из топора»
71 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
72 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
73 «Труд кормит, труд греет»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Два Мороза»
74 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
75 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
76 «Доброму Бог помогает»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Двенадцать месяцев»
77 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
78 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
79 «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»; «Терпенье и труд все перетрут» I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки
«Как рубашка в поле выросла»
80 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
81 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
82 5. Я И ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ «Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
83 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
84 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
85 «Без друга в жизни туго»
«Доброе дело век не забудется»;
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Цветик-семицветик»
86 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
87 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
88 «За добро добром платят»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сивка-бурка»
89 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
90 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
91 «Доброе век не забудется»;
«Слезами горю не поможешь»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки Былины о Русских богатырях - защитниках Отечества
92 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
93 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
94 «Сам пропадай, а товарища выручай»
I этап «В гости к сказке»
Заучивание пословицы
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
Соотнесение пословицы с идеей сказки
«Иван-царевич и серый волк»
95 II этап «Играем со сказкой»
Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)
96 III этап «Играем в сказку»
Игра-драматизация
Театрализованные игры
97 Диагностика 2 (индивидуальная) Методика «Закончи историю»
Цель : изучение осознания детьми нравственных.
98 Диагностика 2 (индивидуальная)
99 Диагностика 2 (индивидуальная)
100 Диагностика 2 (индивидуальная) Методика «Сюжетные картинки»
Цель : изучение эмоционального отношения детей к нравственным нормам.
101
102
102 занятия по 3 зан/неделю