виктория прошкина
Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.
Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,полное противоречий и тревог,когда привычными словами стали «насилие», «безнравственность», «бездуховность»,мы всерьез задумываемся о том,какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов,песен,фильмов,игр способствуют спаду интереса к истории своей страны,традициям и обычаям,национальной культуре. Не получаем ли мы в лице современных дошкольников «потеренное поколение»,не имеющее никаких нравственных ценностей?
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду» размещена в разделах
Дошкольное детство-это важный период в жизни ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей,потребность в самостоятельной деятельности,основные представления об окружающем мире,добре и зле в нем,представления о семейном укладе и родной земле.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,от того,как они его воспитывают,какими впечатлениями обоготят. сл2
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский
Детство-время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных,приобритения знаний об окружающем мире,образования нравственных качеств и привычек.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ :
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка,содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта,основанного на традициях русского Провославия.
Учитывая возростные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:
-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.
-формирования гражданского самосознания,любви к Родине и русскому народу.
Формирование первоночальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь,семья. любовь,добро,верность)
-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей,быть послушными,приветливыми,вежливыми,доброжелательными)
Я работаю воспитателем в МКДОУ «Куртамышский д/сад №1 общеразвивающего вида».сл 4-8
В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности:
1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”и т. д.)сл 9
Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
2)Продуктивная деятельность дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания :сл 10-14
Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта,ко дню матери)открытки для пап к 23 февраля,коллективная работа к дню Победы,аппликации к провославным праздникам (Вербное воскресенье,Пасха).
Выставки детского творчества как результат художественной деятельности:рисование,аппликации,лепки.
В прошлом году для ознакомления детей с многообразием окружающего мира: совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли коллекцию «В мире открыток».,мини-музей «Русская изба».сл 15 Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада.
Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников: сл 16-23 осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица,значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. День семьи. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка», «Подарим маме цветы», фотогалерею «Вот такие наши мамы», выставку работ «У мамы руки золотые», «Портрет моего папы» .
3)Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Давай помиримся», «Как поступить герою»
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту,фольклору.
-чтение народных и авторских сказок,литературных произведений о материнской любви,ее мудрости,жертвенность ради своего ребенка,учит ребенка быть внимательным к матери «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога»-нанайская сказка….
-беседы : «Нет милее дружка,чем матушка» «Расскажи о своей маме»
-Заучивание стихов о маме
-совместные мероприятия детей и мам.
Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно,т. к. это реальные исторические личности,многие черты характера. Из рассказов педагога,литературы,видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе,победившем огромное войско Мамая,на Куликовом поле….
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,культуру. что назвается «пустить корни в родную землю».Дошкольный возраст,по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой Родине.
В нашем детском саду разработан проект сл 24 по гражданско-патриатическому воспитанию «Ознакомление с родным городом,как средство патриотического воспитания в детском саду»
Цель :формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье,городу,природе. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,уважение к прошлому,настоящему,будущему родного края.
В процессе реализации проекта решаем следущие задачи:
-формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом.
-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества
-формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому.
-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.
Проект является долгосрочным. Срок реализации 4 года:2016-2019. И охватывает четыре возростных периода детей (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа)СЛ 25
Проект разделен на четыре раздела
1. Моя семья (Семья,детский сад,профессии)
2. Вот эта улица,вот этот дом. (Улицы,дома)
3. Частица малая России. (г. Куртамыш)
4. Наша кладовая (Богатства родного края)
В проекте имеется описание каждого раздела и тематический план по группам.
Определен ожидаемый результат реализации проекта.
Я организую целевые прогулки,экскурсии по городу. СЛ 26 27Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуе тому,что ребенок,не перегружаясь излишней информацией,получает яркие представления об объекте,об истории нашего города. Совсем недавно мы были на экскурсии в пожарной части. СЛ 28 В группе оформлен уголок «Мой любимый Куртамыш»с изображением достопримечательностей города,стенд с государственной символикой.
Важную роль в развитии духовно-нравственной сферы ребенка играет класическая музыка,слушание колокольных звонов. СЛ 29. Мы имеем возможность слушать колокольный звон,т. к. наш детский сад находится рядом с Петро-Павловским храмом.
Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.
В группе детского сада существует три обязательных правила:
• Нельзя бить и обижать людей;
• Нельзя ломать и портить результаты труда других;
• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
СЛ 30
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты,в мире духовности и фонтазии. Ведь все лучшее,что начнет формироваться в детском саду,найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последущее и духовно-нравственные достижения человека.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.
Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
К каким перспективам развития дошкольника мы должны стремиться?СЛ 31
В заключенье я предлагаю составить «Модель воспитанника детского сада».
уверенный в собственных силах;
любознательный, активный;
способный к волевым усилиям;
самостоятельный;
инициативный;
готовый отвечать за свои поступки;
доброжелательный, эмоционально отзывчивый
уважительно относящийся к семье и социуму;
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
коммуникативный;
овладевший предпосылками учебной деятельности.
Мы ответственны за то,чтобы детство наших детей было счастливым.
СЛ 32