ирина бирюкова
Духовно-нравственное воспитание детей. Сценарий досуга «День матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно - нравственное воспитание детей.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно – прикладному искусству и фольклору русского народа стало предметом пристального внимания педагогов детских садов, стало традиционным для использования в практике духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей, Сценарий досуга „День матери“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Матери, ноябрь
- День Матери. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2016
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно знать и учитывать духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Духовно – нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждан Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности.
Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним.
Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество, традиции и быт, созданные на протяжении многовековой истории. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присуще русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
Наиболее открыто и положительно педагогическая работа в ДОУ может быть оценена родителями по качеству проводимых досугов и праздников. Это «зона радости» - золотой фонд совместной жизни ребенка вместе с педагогами и родителями.
Исходя из вышесказанного, мы прилагаем сценарий досуга ко Дню Матери для детей дошкольного возраста с участием родителей. Где родители принимают непосредственное участие в мероприятиях по духовно – нравственному воспитанию ребенка.
Досуг «День Матери»
Зал оформлен в стиле русской избы. Под музыку выходят ведущие в русских народных костюмах. Гости сидят за столами, дети на лавочках.
1 Ведущая: Добрый вечер, гости желанные!
2 Ведущая: Милости просим на заседание клуба «Семейный очаг», посвященный Дню Матери! Мы сегодня, в канун праздника, приглашаем вас на девичьи посиделки.
1 Ведущая: Посмотрите, как изменился наш зал! Похож он у нас на деревенскую избу, не хватает только русской печки! А, вот и она. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а на столе горели свечи.
2 Ведущий: Давайте и мы зажжем с вами свечи и окажемся в настоящей русской избе.
Гости зажигают светодиодные свечки.
1 Ведущая: Длинными вечерами собирались девицы и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки – девичьи.
Танец девочек и мам (муз. А. Варламов, аранжировка Дж. Ласта «Красный сарафан») Приложение 1
После танца девочки остаются на сцене, в руках у одной каравай на подносе.
Девочки:
1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья Вам и радости!
2. Давно мы вас ждем – пождем! Праздник не начинаем!
3. У нас для каждого найдется местечко да словечко!
4. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
2 Ведущая: Гостям то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Девочки:
1. В тесноте – да не в обиде!
2. Нам начинать досталась роль!
Все девочки: Мы принесли вам хлеб да соль! (отдают поднос с караваем ведущим, ведущие обходят зал, чтобы каждый отщипнул кусочек каравая)
1 Ведущая: Без хлеба не бывает праздника! Хлеб – всему голова!
(читает на фоне музыки)
Если вы в «своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тот час!
Отдых – это не безделье –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки, открываем посиделки!
1 Ведущая: Эй, подруженьки – подружки, веселушки – хохотушки! Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы! Приходите поплясать, осенний вечер скоротать!
На сцену выходят мальчики в русских костюмах говорят закличку, приглашая девочек на танец.
Танец «Кадриль» (после танца дети садятся на лавочки в «избе») Приложение 2
2 Ведущая: Как правило, осенними вечерами дождливо и слякотно. Игру на улице не затеешь, поэтому все собирались в избе. Парни увлекались резьбой по дереву, а девушки мастерили кукол. Кукол делали из сушеной крапивы. И мы продолжим сейчас с вами эти традиции, смастерим таких кукол.
Мастер – класс «Мастерим тряпичную куклу - закрутку»
(Для начала нужно свернуть в трубочку – «скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтянем лицо, перевяжем ниткой – и кукла готова. Можно пришить косу из ниток или льняной кудели. Теперь ее можно наряжать. Из самых ярких лоскутков ситца можно сшить настоящую одежду. Головной убор можно сделать, как носили в старину: платок, кокошник, которые можно украсить лентами, бусинками.)
1 Ведущая: Вот и появился у нас младенец. Каждая девушка мечтала стать матерью. С появлением дитя начинаются бессонные ночи. Здесь на помощь и приходит колыбельная. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребенок во сне увидит что - то плохое, страшное, то наяву это не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни приобрели значение доброго пожелания на будущее.
Танец под колыбельную. Приложение 3
(На сцену выходит «мать» в руках младенец и хор, поют колыбельную. Девочки из младших групп в руках держат свечки, танцуют танец.)
2 Ведущая: (показ слайдов об истории праздника) В народе говорят, что молитва матери со дна поднимет. День матери – международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей, в отличии от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола.
День матери в России празднуется ежегодно с 1998 года в последнее воскресенье ноября.
1 Ведущая: Наши посиделки продолжаются! Мы игру заведем и частушки пропоем!
Конкурс «Веселые частушки»
(Все гостям раздаются листки, на которых написаны частушки, первые 4 частушки поют дети и ведущие)
2 Ведущая: Материнство – великое счастье. В народе говорят: «Материнская ласка конца не знает!», «Для матери ребенок до 100 лет дитенок!». А вам, наши мамочки мы предлагаем сейчас посмотреть видеоинтервью с вашими детками.
Видеоинтервью.
(Дети разновозрастных групп рассказывают о своей маме)
1 Ведущая: А вот и сами детки, встречайте их дружными аплодисментами. Они сейчас исполнят веселый оркестр на музыкальных, деревянных ложках.
Оркестр (Танец с хохломскими ложками под мелодию русской народной песни «Я на горку шла»)
Приложение 4.
2 Ведущий: Быт людей отличен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче, все мы «по сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг, порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
Сейчас для всех матерей прозвучит песня «Матушка» в исполнении детского хора. А вы гости все ее подпевайте, помогайте. (текст песни на слайдах)
Песня «Матушка» Приложение 5.
1 Ведущая: Посмотрите на часы. Как быстро бежит время. За окном совсем темно. Пришло время нам с вами расставаться. Дорогие гости, наши мамочки! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки – от букетов цветов!
2 Ведущий: Пусть ваш домашний очаг всегда украшает уют, достаток, любовь и счастье! И детки ваши пусть будут послушными! Наши посиделки подошли к концу.
Приложение 1.
Красный сарафан.
Танцевальная композиция (старший дошкольный возраст)
Музыка А. Варламова, аранжировка Дж. Ласта.
Описание движений.
И. п. – дети и мамы стоят полукругом у центральной стены, руки сцеплены
1 фигура
Ходьба хороводным шагом (шаг на каждую восьмую) «змейкой»
2 фигура
Перестроение в круг спиной к центру и таким образом продолжение ходьбы (тем же шагом).
3 фигура
1 фраза – 4 шага к центру круга, сцепленные руки плавно вверх;
2 фраза – 4 шага назад, руки плавно вниз;
3- 4 фразы – повторить движения 1 и 2 – й фраз;
5 фраза – кружение на месте вправо на носках, руки внизу;
6 фраза – разойтись врассыпную.
4 фигура
1 фраза – 4 шага с припаданием вправо;
2 фраза - 4 шага с припаданием налево;
3 фраза – 4 медленных (на каждую четверть) шага вперед, руки внизу;
4 фраза – низкий поклон (правая рука на «раз» - к левому плечу, на «два» - к голове, на «три» - наклон вниз, на «четыре-и» - выпрямиться).
Приложение 2.
Танец «Веселая кадриль»
(для детей старшего дошкольного возраста)
В танце участвуют 5-6 пар.
1-4 такты - Вступление. И. П. : девочки стоят в шеренге по левой стороне зала, мальчики по правой стороне зала, руки согнуты в локтях, образуют «заборчик».
5-8 - За направляющими начинают сходиться в 2 линии лицом к зрителям: девочки впереди, мальчики сзади.
9 -10- Девочки поднимают руки вверх, делая «воротца», идут назад. Мальчики проходят в свои «окошки».
11 – 12 - Мальчики образуют «воротца», идут назад, девочки вперед.
13 – 16 - Движение «ковырялочка» правой ногой с притопом.
17 – 18 - Движение «ковырялочка» левой ногой с притопом.
19 – 25 - Работа согнутыми руками вверх- вниз, смена линий.
26 - Одновременный поворот налево. Мальчики предлагают локоток.
27 – 34 - За первой парой начинают движение по кругу, свободные руки согнуты в локтях, выполняют движение вверх- вниз.
35 - 38 – Вращение в парах со скрещенными руками «баранки».
39 - 40 - Мальчики останавливаются с левой стороны, предлагают девочкам локоток. Пары перестраиваются друг за другом в «ручеек».
41 – 50 - Образуют «воротца». Первая пара пробегает под «воротцами». Движение повторяется до тех пор, пока все пары не встанут на места.
51 – 61 - Пары берутся за руки. За направляющими начинают движение в правую и левую стороны поочередно, образуя большой круг.
62 -66 - Девочки начинают движения в круг, руки согнуты в локтях, выполняют движение вверх- вниз. Мальчики стоят на месте, притоптывая правой ногой.
67 - 71 – Мальчики начинают движения в круг, руки на поясе. Девочки стоят на месте, выполняют «топотушки».
72 - 80 - Повтор движений с 66 по 71 такт.
81 – 88 - Мальчики подходят к своей девочке, берутся под руки, выполняя притопы с поворотом вокруг себя, выстраиваясь в две линии. На акцент музыки остановка лицом к зрителям: ноги вместе, руки в стороны - вверх.
Приложение 3.
Танцевальная композиция звездочек и месяца (младший дошкольный возраст)
Колыбельная
Стихи Аспазии русский текст О. Петерсон, музыка Р. Паулса.
1. За печкою поет сверчок,
Угомонись, не плачь сынок,
Вон за окном морозная,
Светлая ночка звездная. 3 раза
2. Спят сладким сном все детушки.
Глянь - ка на чисто небушко.
Видишь, сверкают звездочки,
Месяц плывет на лодочке. 3 раза
3. Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет. 3 раза
Песню поет взрослый, ему подпевают дети старшего дошкольного возраста.
На слова 2-го куплета выбегают девочки, в руках держат светодиодные свечки и свободно располагаются по всему залу. Стоят, чуть покачиваясь из стороны в сторону. На повторение последних строк куплета кружатся на месте.
На слова 3-го куплета в центр зала медленно на носочках выходит «месяц». Он обегает каждую «звездочку», те вновь слегка покачиваются.
Приложение 4.
Танец с хохломскими ложками
(под мелодию русской народной песни «Я на горку шла»
для детей младшего дошкольного возраста)
1. В ложки бей, бей, бей,
В ложки бей веселей.
Спинкой ложечки ударь
Еще сильней.
2. Ложки вверх подними
И ударь: раз, два, три.
Спинкой ложечки ударь
И опять опусти.
3. Сядь на корточки
И по полу постучи.
Раз-два, раз-два,
Подниматься пора.
4. Тихо стукнем о живот,
Ложка песню не поет.
Что – то шепчет ложка,
Слышен звук немножко.
5. В ложки бей, бей, бей,
В ложки бей веселей.
Спинкой ложечки ударь
Еще сильней.
Приложение 5. (Ноты к песне прилагаются отдельным файлом)
Песня о маме.
Музыка Г. Пономаренко.
1. За окошком вьюга белая,
День давно уже погас.
Что теперь ты, мама, делаешь,
Что ты думаешь сейчас?
Припев:
Мне бы сесть с тобою рядышком,
Горечь выплакать тайком.
Отогрей, родная матушка,
Душу теплым шепотком.
2. Может быть, тоской окована,
Тоже смотришь за окно:
Опустели наши комнаты,
Дети выросли давно.
Припев:
Мне бы сесть с тобою рядышком,
Горечь выплакать тайком.
Отогрей, родная матушка,
Душу теплым шепотком.
3. А зима стоит суровая….
Как ты там живешь одна?
Не дымит ли печка новая,
Жарко ль топится она?
Припев:
Мне бы сесть с тобою рядышком,
Горечь выплакать тайком.
Отогрей, родная матушка,
Душу теплым шепотком.
Литература
1. Темерин С. М. Русское прикладное искусство. - М. : Советский художник, 1960.
2. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961.
3. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Бахметьева Т. Т., Соколова Г. Т. – Ярославль, 2000.
4. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. – М., 2000.
5. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. – М., 2005.
6. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997.
7. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту / сост. С. Т. Николаева, И. Б. Катышева, Г. Н. Комбарова – СПб., 2004.
8. Н. В. Зарецкая Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста. АЙРИС ПРЕСС Москва 2006.
9. А. И. Буренина Ритмическая мозаика. «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2012.
10. Ж. Е. Фирелева, Е. Г. Сайкина Фитнес – данс. «Детство – Пресс» 2007.
Автор представленного материала :
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 39 «Солнечный город»
Музыкальный руководитель – Бирюкова Ирина Александровна