Юлия Родина
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум по теме:
«Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность».
Слайд 1 – заставка
Слайд 2:
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям и праздникам.
Публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Слайд 3:
Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Музыка – влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности, оказывает воспитательное воздействие на ребенка. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Подтверждение этому в мудрых словах В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».
Слайд 4:
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему плохому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.
Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас.
В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора, русского народного творчества.
В ходе музыкальной деятельности : занятий, праздников, бесед – концертов детям рассказывается о значимости таких понятий как: страна, семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, родная природа, народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество. Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танца, игры, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игр, музыкальные произведения. Все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.
Слайд 5:
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
(Прослушивание русской песни, произведение композитора-классика)
Слайд 6:
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.
Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения.
Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.
Все народные песни, а также народные мелодии, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Инсценирование песен («Как и наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Аннушка» и др., помогают ребенку проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.
Слайд 7:
Музыкально - ритмические движения - хороводы, русские народные танцы так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Дети знакомятся с красотой русского танца, осваивая элементы русского народного танца, танцевальные шаги. Дети знакомятся с такими танцами как, «Сударушка», «Русский лирический», «Кадриль». А также знакомятся с русским национальным костюмом, в котором сами исполняют русский танец.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносит детям огромную радость. Музыкальные игры так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Плетень», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Две тетери», и другие. Сюжетно-ролевые игры («Кого встретил колобок», «Репка» и др., театрализация сказок («Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.,
Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.
(Проводится игра с пением)
Слайд 8:
Игра на ДМИ – оркестр русских народных музыкальных инструментов.
Дети слушают записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Дети знакомятся с названиями русских народных инструментов, способами игры. Исполняют русские народные мелодии в ансамбле или оркестре русских народных инструментов.
(обучение способам игры на ложках и других музыкальных инструментах)
Игра в оркестре
Слайд 9:
Главное в работе музыкального руководителя - не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.
Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников, таких как: Праздник урожая, День народного единства, Колядки, Масленица, День Защитника Отечества, 9 мая. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не возможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, ежемесячно сменяемая, предлагается мною родителям в «уголке музыкального руководителя».
Слайд 10:
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.
Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Закончить освещение темы хочу словами писателя Р. Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.
Слайд 11: Спасибо за внимание!