Наталья Букачук
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ.»
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Современный мир – мир робототехники, цифровой компьютеризации, мир инженерной электроники. Дети 21-го века очень хорошо и быстро развиваются в этом направлении, этому способствует массовое информирование, игры на гаджетах и сборные-разборные игрушки, а самый первый «поставщик» - родитель. Родители озабочены сейчас, чтобы ребенок шел в ногу со временем, но упускают тот момент где должно быть место духовной наполняемости ребенка; у родителей недостаточно знаний и умений для передачи опыта поколений, от которого зависит будущая семья ребенка, его жизнь, память рода и вообще человечества.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Ребенку с младенчества дают сенсорные аппараты, лишь бы не плакал, это не плохо- ребенок видит яркие картинки с музыкальным сопровождением, и это его успокаивает, концентрирует зрительное и слуховое внимание, что ведет к привыканию к гаджетам. Проблема состоит в том, что в самый сензитивный период жизни ребенка нет приобщения к малым формам русского фольклора: потешки, прибаутки, пестушки, запевки, колыбельные песни, чтения сказок, которое передавалось через поколения «из уст в уста», что дает ребенку с малых лет характерное представление о русском народе, его жизни и бытии.
На сегодняшний день родители пассивные участники празднования календарных праздников, хороводных игр, семейных обычаев, чаще посещают развлекательные и общепитовые центры.
Семейная связь поколений осуществляется не через материальные ценности, а духовно-нравственные ценности, которые дают нам понимание, что мы люди, что у нас есть человеческие качества, которые должны нас связывать в единое земное человечество, а не в существующих на земле отдельных особей.
Ребенок, воспитываясь и развиваясь в среде, где есть место семейным традициям, обычаям, впитывает ценности семьи пока еще неосознанно, но в дальнейшей сознательной жизни ему эти ценности помогут в укреплении психического развития, социальной жизни, станут опорой в его жизнедеятельности.
Духовные ценности – это такой мощный базовый основной стержень, который дает человеку самоопределение, направление на жизненный путь, на дальнейшую успешность, на позицию мнения.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Цель: Привитие духовно-нравственных и патриотических ценностей средствами вариативной программы «Социокультурные истоки».
Задачи:
-Воспитывать доброжелательные качества: доброта, милосердие, сочуствие, сострадание, терпение, радость послушания, согласие.
-Учить детей совершать поступки честно, по справедливости не на словах, а на деле.
-Формировать и обогащать художественно-речевые навыки.
-Воспитывать духовно-нравственные чувства : любовь, забота, добро, единение, человечность.
-Развивать творческий потенциал детей, художественного, эстетического вкуса.
-Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание, формирование представлений о формах семейного уклада.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
-Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
-Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.).
-Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
-Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
-Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
-Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Духовно-нравственное воспитание это комплексное всесторонне гармоничное развитие ребенка, которое затрагивает главные аспекты жизнедеятельности: психический, социальный, коммуникативный, управленческий, нравственный.
Программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет).
В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в младшей подгруппе (3-4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
- в средней подгруппе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
- в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации.
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью.
Дети в дошкольном возрасте знакомятся с потешками, колыбельными песнями, с значением своего имени, с силой слова сказанного, с былинами, где в образе русского богатыря раскрывается мужество, храбрость, справедливость, доброта русского народа, знакомятся с календарными праздниками и их обрядовое празднование, на фоне прочитанных произведений дети воспринимают модель семейных обычаев и традиций, иерархию отношений в семье, на примере жизни и труда людей постигают знания о мудрости русского народа, о силе духа, любви, надежде и вере, значимости напутственного слова, благодарного слова, что есть жизненный путь и т. д. в таком направлении – все это дает базовые духовно-нравственные компоненты добродетели для дальнейшего развития личности ребенка.
Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т. д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.
Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков: умение договариваться между собой и вынести решение, аргументировать свой выбор высказывания, управлять своим поведенческим и эмоциональным состоянием.
Работая с родителями по программе «Социокультурные истоки», родители почувствовали и поняли, что у них недостаточное внутреннее развитие.
Приведу пример: Когда проводилось активное занятие по «Социокультурным истокам» на тему: «Благодарное слово», родители затруднялись подобрать слова – синонимы к слову «благодарность». А казалось бы, что есть проще простого. Ведь мы изо дня в день находимся в социуме и употребляем слова благодарности, но не задумываемся о значимости этого слова. Благодарность – дарить благо, добро. Из поколения в поколение люди учились быть благодарными Творцу, близким, родной земле, матушке – природе…
Благодарность – это, что более всего связывает семейный род. Великое благодарное слово стимулирует не только взрослых на доброжелательность, на добрые дела, отзывчивость, но и наших детей, которые всему в жизни только учатся. И учатся от нас взрослых.
Ребенок, слыша слова благодарности, смотрит в ваши глаза, на вашу мимику лица, чувствует внутреннее настроение, и тем самым учится быть таким как мы, взрослые.
Не все родители считают, что нужно благодарить ребенка, многие, наоборот думают, что ребенок должен их благодарить: за то, что родители им дали жизнь; за то, что учат трудиться и жить. Да, несомненно, так и должно быть, но это будет тогда, когда мы будем в преклонном возрасте, когда жизнь пробежит, как быстрый ручей, и мы задумаемся о том, что всю жизнь только требовали от ребенка, а сами – то что дали ему, для того, чтоб получить слова благодарности в ответ, и не только слова, но и добрые заботливые поступки. Ведь род человеческий и отличается от особей чувствами: помощь, забота, человечность, долг.
Родители считают, что свое чадо они растят для себя, а если задуматься в глобальном смысле, то мы растим наше будущее, которое будет помогать, заботиться, проявлять человечность и отдавать должное.
Совместные активные занятия родителей и детей дают положительный отклик, родители с большей заинтересованностью относятся к наполняемости внутреннего мира как ребенка, так и своего собственного, что повышает уровень компетентности родителей в духовном воспитании детей.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.
Огромную роль в формировании духовно-нравственного и патриотического воспитания детей играет предметно-развивающая среда: оформление патриотического уголка, создание мини-музеев в группе, коллекционирование, работы своими руками, посещение Храма, встречи с приходскими служителями церкви, которые рассказывают детям о святых чудотворных людях, которые в свою очередь при жизни вели праведный путь, просмотр презентаций, посещение музеев, памятных мест, сбор информации об истории возникновения города, края и его развитие до современности, создание толкового словаря старорусских слов, совместное проведение праздников таких как «День Российского флага», «День народного единства», «Рождество Христово», «Пасха», «Зеленые святки», ярмарки и т. п. Каждый год в нашем дошкольном учреждении проводится фестиваль «Соцветие народов», что обуславливает знакомство и подготовку представляемой национальности России, тем самым у детей расширяется представления о многонациональной стране, ее традиций и обычаев, культурном наследии и развивает чувство патриотизма.
И в заключении, опробовав программу «Социокультурные истоки» от младшего до старшего возраста, хочу сделать вывод, что дети на этапе выхода из дошкольного учреждения в начальную школу, имеют элементарные представлении о роли человека в природе, социуме и культурном наследии Российской цивилизации.