Елена Макарова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Дошкольникам о войне. Тюмень в годы войны»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе
«Тюмень в годы войны, назад в прошлое» (старшая, подготовительная группа)
Составила: воспитатель Макарова Елена Евгеньевна
Цель: Формирование у детей патриотических чувств. Ознакомление с историей и подвигом народа города Тюмени во время Великой Отечественной войны.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе „Дошкольникам о войне, Тюмень в годы войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Учить понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Развивать интерес, внимание, воображение, мышление. Воспитывать творческую самостоятельность, дисциплинированность и дружелюбие.
Речевое развитие:
Учить согласовывать речь с движениями. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему и закреплять словарь детей. Воспитывать чуткость к художественному слову и выразительно читать стихи.
Социально- коммуникативное развитие:
Продолжать знакомить детей с подвигом тюменских людей во время Великой Отечественной войны. Развивать интерес детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества и чувство гордости за свой народ, своё Отечество и стремление быть похожими на тех, кто отстоял нашу Родину.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить детей, рисовать жесткой полусухой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку и ватную палочку при рисовании. Развивать умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Воспитывать у детей усидчивость, внимание, аккуратность и умение доводить работу до конца.
Предварительная работа:
1. Чтение детских произведений о войне; Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», Соболев Леонид «Батальон четверых», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», У. Бражнина «Шинель».
2. Разучивания стихотворений о войне; С. Михалков «Нет войны», Т. Белозеров «День победы»
3. Рассматривание иллюстраций о войне.
4. Просмотр презентации «Тюмень во время Великой Отечественной войны».
5. Прослушивание музыкальных произведений и песен о войне; муз. А. Александрова, слова Лебедева–Кумача «Священная война», муз. Я Френкеля, слова Рамсула Гамзатова «Журавли», муз. М. Фрадкина, слова Е. Долматовского «Дорога на Берлин».
6. Рассматривание альбомов «Герои Великой Отечественной войны».
Оборудование:
Аудиозапись; «военная тревога», «голос Левитана о начале войны», музыка (для музыкального сопровождения игр); ноутбук, музыкальный центр, пакет с шифровкой, мины-загадки, пазлы-карточки с военной техникой (танк, военные поезда «баня» и «военный эшелон для раненых, сани для гужевого транспорта, торпедный катер, форма (гимнастерка и пилотка на каждого ребенка и воспитателя, вещмешок и сух-паек, грим и форма для солдата, одежда врача, бинты и вата. Магнитная доска, магниты, красные звезды, медали.
Материалы раздаточный и демонстрационный:
Ватман фиолетового цвета; гуашь разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный); палитра; жесткие кисточки; ватные палочки; салфетки из ткани для вытирания кисточек; непроливайки с водой; подставки для кисточек; клеенка на стол, фартук и нарукавники (все по количеству детей). Иллюстрации с изображением салюта.
Ход занятия
В книжном уголке дети рассматривают альбомы о Великой Отечественной войне. Раздается аудиозапись «военная тревога». Вбегает солдат и оглядывается (в гриме, в форме)
Солдат: Где я? Куда я попал?
Дети: Вы находитесь в детском садике.
Воспитатель: Что происходит?
Раздается голос аудиозапись «голос Левитана о начале войны» (отрывок)
Солдат: Вы слышите? Началась Великая Отечественная война.
Воспитатель: Война -O- Постойте, постойте. Вы, что то путаете. У нас сейчас не 22 июня 1941 года, на дворе весна 2021 года. Война закончилась много лет назад. Кто вы? Откуда?
Солдат: Разрешите представиться! (Отдает честь). Рядовой Петров Иван Иванович прибыл по поручению главнокомандующего передать письмо в штаб.
Воспитатель: Как вы сюда попали?
Солдат: Я выполнял приказ. Шел через лес. Вдалеке услышал стрельбу и побежал, так я оказался здесь.
Солдат: В каком я нахожусь городе?
Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель Ребята, в каком городе мы живем?
Дети: Мы живем в городе Тюмень.
Солдат: Что это за город и где он находится?
Ребенок 1:
Есть город такой в России –
Названье ему – Тюмень!
Тюмень – это центр Сибири,
Столица городов и деревень.
Ребенок 2:
Тюмень красивый город,
Тюмень уютный дом,
Пусть город и не молод,
Но и не старый он
Ребенок 3:
Не счесть красивых парков
Фонтанов, площадей
Источников, театров
Площадок для детей
Ребенок 4:
Я очень рад, что здесь живу
И если спросит кто-то
ТЮМЕНЕЦ Я — я прокричу
Так сильно и так гордо!
Солдат: Какие у вас счастливые лица, полные радости глаза. Они видят мир в ярких красках и это чудесно! А знаете ли вы, что такое Война
Дети: Война – это самое страшное слово. Война приносит всем горе. Война это полное боли, скорби, отчаяния и страха. Война унесла тысячи жизней, разрушила сотни городов и деревень.
Воспитатель: Но война закончилась много лет назад. 1941 году жители нашего города узнали, что такое война был голод, ранения и смерть – Началась война, длившаяся до мая 1945 года.
Солдат: Но что делать? Мне нужно выполнить приказ и передать пакет в штаб.
Воспитатель: Какой пакет? Ничего не понимаю. Вы солдат из прошлого? Но я не знаю, где находиться штаб? Нам нужен хотя-бы адрес, куда направить этот пакет с документами.
Солдат передает конверт. Воспитатель берет конверт в руки.
Воспитатель: Адреса нет. Давайте вскроем и посмотрим что там.
Воспитатель вскрывает конверт. В конверте ката города с шифровкой и написано «Дойти до Победы».
Воспитатель: Вам нужно дойти до Победы! Д-а-а-а, задача не простая. Ты солдат один в поле не воин. Ребята поможем солдату дойти до Победы?
Дети: Да
Дети вместе с солдатом рассматривают карту и пытаются разгадать шифровку. Под номерами 1,2,3,4,5 нарисованы картинки (1-солдат в форме и с вещмешком, 2-солдат сапер, 3-солдат танкист, 4-содат врач, 5-солдат и салют.)
Воспитатель: На плане наш город. Во время войны он находился далеко от линии фронта. Но жители нашего города ни жалея своих сил, помогали победить врага;
-Подготовка одежды и еды для бойцов
-Создавались отряды бойцов
-Разработка новых видов военной техники, быстрая подготовка боеприпасов для вооружения.
-Спасение жизней раненых на полях сражения.
Солдат: Вы готовы? (обращается к детям)
Дети: Да, готовы!
Солдат: Тогда отправляемся!
Солдат весит карту города на доску
Физминутка
Ровным строем мы идём - раз, два, три! (Марш на месте, махи руками, согнутыми в локтях)
В барабаны звонко бьём- раз, два, три! (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт-раз, два, три! (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт-раз, два, три! (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт-раз, два, три! (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает вверх пилот - раз, два, три! (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
Поплывем на корабле - раз, два, три! (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три! (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют - раз, два, три! (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями).
Солдат: Солдат 1- в форме и вещмешком. Что мы должны сделать?
Дети: Одеть форму и собрать сух-паек.
Солдат: Хорошо. Давайте это сделаем.
1 задание. Одеть обмундирование и собрать сух-паек.
Дети и воспитатель одевают обмундирование и собирают сух-паек.
Солдат: Молодцы ребята! Вы готовы к следующему заданию?
Дети: Да!
Солдат: Что мы должны сделать? 2- солдат сапер.
Дети: Мы должны пройти через минное поле и разминировать его.
2 задание. «Минное поле» (Игра «Саперы» на полу разбросанные мины с карточками загадками)
Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом —
Дорога, порой минута.
(Десантник)
Любую яму одолеет,
В бою остановиться не посмеет,
На гусеницах мчит вперёд,
За жизнь, за мир, за весь народ!
(Танкист)
Уважения достоин
Смелый и отважный воин:
Трудно в тыл врага пробраться,
Незамеченным остаться,
Все запомнить, разузнать
Утром в штабе рассказать.
(Разведчик)
У паренька сбылась мечта —
Пришёл служить он в роту.
Теперь стреляет: «Тра-та-та!»
Из пушки, миномёта.
Недавно служит паренёк,
Но самый лучший он стрелок.
(Артиллерист)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Пограничник)
Солдат: Здорово! Вы ребята молодцы! Отлично справились и разминировали все поле. И собрали целую армию. Теперь мы приступает к следующему заданию. Как вы думайте, что вы должны сейчас сделать?
На столах разложены пазлы-картинки.
Дети: Мы должны собрать картинки.
3 задание. Пазлы-картинки. (поезда, минометы, танки, сани, торпедный катер)
Дети выполняют задание помогая друг другу
Солдат: Что это?
Дети: Это военная техника.
Воспитатель: Именно эта техника изготавливалась в нашем городе и отправлялась на фронт.
Дети проговаривают слова и знакомят солдата с этой техникой (танк, военные поезда «баня» и «военный эшелон для раненых, сани для гужевого транспорта, торпедный катер).
Солдат: И следующее задание 4-солдат врач. Ну что это за врач? Врачи бывают разные.
Дети: Это военные врачи. Военный врач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. Главная задача военврача – спасать жизни раненных солдат. А помогают военным врачам в их нелегкой работе военные медсестры и санитары.
Солдат: А где военный врач работает?
Дети: В военном госпитале.
Солдат: Что такое госпиталь?
Дети: Это больница для раненых бойцов.
4 задание. «Госпиталь»
Солдат предлагает поиграть в игру «Военный госпиталь».
.
Солдат: Задача нашего госпиталя - оказать первую помощь раненым бойцам и отправить их в тыл подальше от линии фронта.
Дети разбиваются на пары, и оказываю первую помощь друг другу.
Солдат: Вы справились и с этим испытанием. У нас остался последний солдат.
Дети рассматривают картинку и объясняют.
Дети: Этот солдат празднует день Победы!
Солдат: День Победы, что это?
Ребенок читает стихотворение
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
Солдат: Значит, мы дошли до ПОБЕДЫ?
Дети: Да!
Воспитатель: День Победы, дал нам возможность и счастье жить дальше! Ребята, скажите, что вы видите на картинке?
Дети: «Салют!». Солдат радуется окончанию войны.
Воспитатель: «Правильно, ребята! Давайте и мы с вами, нарисуем праздничный салют!
Пальчиковая гимнастика.
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами).
Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук).
Два — больших и крепких (Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие).
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы).
Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки — (Показывают мизинцы).
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке)
Будем молодцев считать. (Начиная с мизинца, затем на правой руке).
Пальцы встали дружно в ряд — (Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их).
Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши).
Продуктивная деятельность.
Дети переходят в приготовленную зону для рисования. Воспитатель знакомит с техникой рисования салюта и помогает детям, если это необходимо. Дети выполняют коллективную работу.
Солдат: Мы прошли все испытания, и дошли до Победы. Вы настоящие герои и защитники Отечества.
Воспитатель: Ребята, а кто такие герои и какими качествами должны они обладать.
Дети: Сильные, мужественные, отважные, смелые, здоровые и т. д
Солдат: Вы все обладаете этими качествами, и я хочу наградить вас медалями «За мужество и отвагу»
Солдат раздает медали
Солдат: «Молодцы, ребята! Любите свою Родину, растите честными, мужественными и смелыми
Ребёнок читает стихотворение Т. Лавровой «Пусть дети не знают войны»
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Солдат: Ну а мне нужно возвращаться с нашей Победой в прошлое.
Дети дарят солдату салют и прощаются с ним.