татьяна икрянникова
«Добро и зло». Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Добро и зло»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель:формировать у дошкольников понятие о духовно-нравственных ценностях.
Публикация «„Добро и зло“, Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: помочь детям усвоить нравственные категории: добро, зло, умение различать их в своих поступках и поведении других людей; формировать положительное отношение к нравственным поступкам; формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки; развивать монологическую речь, умение поддерживать коллективный разговор; воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания, неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру.
Материал: мультимедийное сопровождение, музыкальное сопровождение, карточки разного цвета для детей, текст рассказа «Хромой», плакат, цветы.
Ход занятия I. Организационный момент.
Упражнение «Цепочка доброты».
Воспитатель.
Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Каждый новый
день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение у нас было хорошим, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза, улыбнёмся и через рукопожатие передадим наше хорошее отношение друг другу, заботу и внимание. (Дети закрывают глаза).
Раз – рука и два – рука,
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки могут дружить,
Нежные руки могут любить.
А теперь откройте глаза, почувствуйте, как теплее и уютнее стало от наших улыбок и добрых слов. Дети садятся на стулья
Воспитатель.
В нашем мире всё создано Богом для блага человека.
Небо над головой устроено, как некий таинственный кров, крыша над землёй.
День и ночь сменяют друг друга в соответствии с потребностями людей в отдыхе. Днём небо радует нас сиянием солнца. Потому что жизнь без солнечного света невозможна. А ночью мы любуемся красотой звёзд.
Но мы знаем, что в мире, к сожалению, присутствуют не только добро и красота. Существует и зло, которое стремится разрушить окружающую нас красоту.
II. Художественное слово.
Воспитатель.
Придумано много стихотворений о добре и зле. Я предлагаю вам послушать одно из них
В мире нашем есть.
Нам не перечесть.
Но всего добрее
Бог, он есть Добро.
Кто ушел от Бога,
Тот попал во зло.
Добрым быть старайся
Для людей всегда
И с тобою будут
Мир и красота.
О чем говорится в стихотворении?
Сегодня мне хотелось бы поговорить с
вами о добре и зле, помочь вам разобраться в этих сложных вопросах, вопросах добра и зла. Что же такое зло, как бы вы про него сказали? (Это все плохое, недоброе, плохие чувства, мысли, поступки. Это то, что огорчает людей)Что такое добро и как бы вы про него сказали? (Хорошее, полезное)Добро – это то, что радует самого человека и окружающих людей. Благодарность людей – это награда от окружающих за доброе дело. Быть добрым, значит, жить по человеческим правилам. Ни одно доброе дело не остается без награды. Говорят, что добро вернется к тому, кто его совершил
III. Дидактическая игра.
Воспитатель.
Ребята, на экране будут показаны картинки, послушайте описание ситуации, которая показана на картинке, и выскажите свое мнение.
1. Таня первый раз пришла в детский сад. После ухода мамы ей стало грустно, она расплакалась. Миша и Наташа рассмеялись над ней, а Коля дал ей куклу и предложил вместе поиграть. Какой поступок совершили Миша и Наташа? (Ответы детей).
Вывод: нельзя смеяться над чужим несчастьем.
2. Саша шёл к другу через лес по тропинке. Чтобы было веселее, он громко включил музыку. Как вы думаете, что
произошло в лесу после того как он включил музыку? (Ответы детей)
Вывод: в лесу шуметь нельзя, это вредит животным и птицам.
3. Витя вышел гулять и за ним повсюду ходила бездомная собака, вертелась у него под ногами. Это его так разозлило, что он взял камни, палку и стал гнать её прочь. Как бы вы поступили на его месте?
Что бы вы сказали Вите? (Ответы детей).
– Ребята, как вы думаете, каким образом можно выйти из состояния злости?
Ответы: отвлечься, посмотрев книгу, поиграв в игру, успокоиться, помириться, обняться.
IV. Чтение и анализ рассказа «Хромой».
Воспитатель.
А сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «Хромой». Послушайте внимательно. По улице шел хромой человек. Он неуклюже ковылял, опираясь на палку. Несколько ребят шли сзади, смеялись над ним и передразнивали. Хромой не отвечал и молча шел вперед; видно было, что ему больно от насмешек детей. Один старик остановил веселую компанию. «Постойте-ка, молодцы, – сказал он, – хотите, я расскажу вам историю этого человека? Когда-то этот хромой был красивым, статным парнем. Случился на нашей улице пожар. В доме остался ребенок. Мать кричала и плакала, умоляла спасти ее мальчика. И вот этот человек схватил лестницу и полез в огонь. Через некоторое время он спустил на веревке корзину с ребенком, а потом стал спускаться сам, но обгоревшая лестница рухнула. Он упал и очень тяжело повредил ногу. С тех пор он хромает. Вот и вся история. Ну, а теперь догоняйте хромого, может быть, еще посмеётесь над ним». Но дети, потупившись молчали, на их глаза навернулись слезы.
– Как отнеслись дети к хромому? (С насмешкой).
– Поняли ли дети, какой проступок совершили? (Они поняли, что поступили плохо).
– Как вы думаете, какое чувство пробудилось в них? (У них пробудилась совесть)
– Ребята, именно совесть помогает нам в выборе поступков – хороших или плохих. Именно совесть нам говорит: не делай того, чего не хотел бы по отношению к себе.
V. Физминутка
«Я иду и ты идёшь».Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг
на месте,
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками,
Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону,
Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону,
Мы живём не тужим и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки и друг друга обнимаем).
VI Игра-тест.
Воспитатель.
Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к высказываниям о поведении людей с помощью карточек.
Зеленая – согласен,
Красная – не согласен.
1. Всегда ставь себя выше других.
2. Если что-то пообещал сделать – сделай, не можешь сделать – не обещай.
3. Ты не обязан делать всегда то, что делают другие, и во всем следовать за всеми.
4. Всегда требуй награды за добрые дела.
5. Не обращай внимания на советы окружающих и следуй своим собственным.
6. Будь уважительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.
7. Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
8. Спеши на помощь нуждающимся и родителям.
VII. Рефлексия.
Воспитатель.
В заключение нашего занятия мне хотелось, чтобы вы словами
пословиц, которые мы с вами выучили (предварительная работа, сказали, чему нам учиться, как поступать, чтобы радовать родителей и окружающих. (Висит плакат, на котором стебли без цветов). Ребята, вы берёте цветочек, говорите пословицу и прикрепляете его к стеблю.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не одежда красит человека, а его красят добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Мир не без добрых людей.
Учись доброму, плохое на ум не пойдет.
Люби ближнего, как самого себя.
Доброму гостю хозяин рад.
Делая зло, на добро не надейся.
Доброго держись, а от плохого удались.
Вот такой букет добра получился у нас. Мне очень хотелось, чтобы, как цветы украшают стебли, так и вашу жизнь украшали бы только добрые поступки.
Воспитатель.
Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам:Чтобы добрыми вы были,
слов хороших не забыли,Чтобы добрыми словами
говорили вы с друзьями. Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй,Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы!