Светлана Гусева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация звуков [Ж] и [З]» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах.
Задачи:
- коррекционно-образовательные - уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;
- отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;
- формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];
коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое восприятие,
- учить детей читать слоги,
- учить выделять первый звук в словах, определять наличие заданного звука в слове
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Дифференциация звуков [Ж] и [З]“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- развивать графо – моторные навыки, закрепить зрительные образы букв З, Ж
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
- развивать межполушарное взаимодействие, внимание, память.
коррекционно-воспитательные:
]- воспитывать умение слушать друг друга, работать в команде.
Оборудование: мяч картинки, изображающие мальчика и девочку, мешочек с буквами З, Ж, нитки, камешки, коврики, картинки со звуками [З], [Ж] и другими звуками.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, прежде, чем зайти в кабинет, я предлагаю игру «Назови первый звук»
Игра «Назови первый звук»
Цель: развитие навыков фонематического анализа.
Слова: жук, зубы, жадина, знак, жаба, золото, живот, зубр (дети отвечают, заходят в кабинет и становятся в круг)
- Вы были внимательными? Какие звуки сейчас называли? [З], [Ж]
- Правильно, а сейчас предлагаю поиграть с мячом.
Игра «Повтори слоги»
Цель: развитие фонематического слуха, памяти, интонации.
За-жа-за?
Жу-зы-жу.
За-жу-же!
Зо-жу-зо?
Зэ-жа-зэ.
Жа-за-жа!
- Молодцы, ребята, постарались повторить без ошибок. Мы сегодня поговорим о звуках [З], [Ж] и буквами.
Сюрпризный момент.
- А помогут нам тайные агенты. (демонстрируются картинки персонажей)
- Сегодня у них новые имена: Девочку зовут ЗОЯ, а мальчика-Женя.
- Вы уже догадались, какие буквы они нам принесли?
Ответы детей (буквы З и Ж).
- Агенты предлагают вам поиграть с ними. Для этого надо разделиться на команды. А что бы определить, кто в чьей команде будет играть, воспользуемся нашим волшебным мешочком. Там лежат буквы, кто какую букву вытянет, в той команде и будет.
Логопед предлагает из мешочка достать букву и занять соответствующее место. Дети по очереди достают картинки-буквы З и Ж и занимают столы
- Итак, вы готовы играть?
- Давайте подготовим наши язычки.
Артикуляционная гимнастика: упражнения для самомассажа язычка: «Пошлёпаем по язычку», «Покусаем язычок», «Лопата», «Чашечка», «Мост», упражнение для губ: «Забор»- «Хобот», упражнение для щек: «Толстячки»-«Худышки»
- Ребята, у вас на столах лежат буквы, расскажите нам об этих звуках.
Ответы детей-З –согласный, звонкий, твёрдый, Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый.
-А теперь я предлагаю вам вспомнить, как мы вместе с руками поем гласные звуки.
Игра «Поем звуки с руками» (голосовые и кинезиологические упражнения) Дети пропевают звуки А, О, У, И,Э,Ы с соответствующим движением рук.
Игра «Прочитай по рукам»
Логопед показывает ребятам знак руками: указательный и средний палец подняты вверх, остальные сжаты в кулачок-дети повторяют.
- На что похожи наши пальцы? (уши зайца)
-Правильно, запомните, ребята, это символ звука З.
Затем логопед меняет положение пальцев: указательный и мизинец подняты вверх, остальные сжаты в кулак
-А теперь похожи на рожки жука? (это символ звука Ж)
- Попробуйте угадать, какие звуки я вам сейчас покажу пальцами. Логопед показывает слоги АЗ, УЖ, ЭЗ, ИЖ.
Игра «Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, моторики рук, дифференциация звуков [З] -[Ж] в слогах, словах)
Дети поочередно соединяют указательный, средний, безымянный и мизинец с большим пальцем одновременно двумя руками и называют слоги, слова (за-жа, жук – звук)
- Зоя и Женя приготовили для вас конверты с заданиями. Вам необходимо рассмотреть картинки и выбрать только те, которые необходимы – команда Жени находит картинки со звуком [Ж], команда Зои – со звуком [З].
Дети встают в круг вокруг столов, выполняют задания всей командой.
- Предлагаю на доске прикрепить ваши картинки, четко произнести слово и разделить его на слоги (картинки команды Жени: ёжик, жираф, пиджак, баклажан)
(картинки команды Зои: кукуруза, зуб, заяц, гнездо)
Дети выполняют задания.
Физминутка.
Цель: развитие, общей моторики, межполушарного взаимодействия, дифференциация звуков [З] -[Ж] словах.
- Мы весело шагаем, слова вслух повторяем.
Дети соединяют правую ногу, согнутую в коленке и противоположную левую ладошку, затем наоборот, левую ногу и правую ладошку, при этом называют слова – жук-зуб, сначала медленно, затем ускоряясь.
- Наши агенты прислали еще одно задание для каждой команды. Слушайте внимательно. Я прочитаю стихотворение, а вы скажите, какие слова с вашими звуками услышали.
-Итак, стихотворение для команды Жени:
Жук и жаба дружно жили
В гости к ёжику ходили.
(Дети называют слова)
- А сейчас стихотворение для команды Зои.
Зайчиха для деток готовит сюрпризы,
Не знают зайчата слова «капризы».
- Молодцы, все слова назвали, предлагаю вам поиграть с буквами и выложить их из ниток или камешек.
Игра «Выложи букву»
Цель: развитие графо-моторных функций, закрепление зрительного образа буквы.
Команда Жени получает коврики и камешки, команда Зои – коврики и нитки.
- Каждая команда выкладывает из своего материала свою букву.
Затем команды меняются местами и выполняют задание уже выкладывая букву другой команды.
- Ну что ж ребята, вам понравилось играть с Зоей и Женей?
Что вы сегодня делали?
(ответы детей)
- Молодцы, а наши гости оставили вам подарочки – конфеты в желтой и зеленой упаковке и наклейки.