Ляйсан Хузина
Дидактические игры как средство развитие речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры как средство развитие речи у детей 4-5лет»
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоинством человечества - речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребёнка окружающих взрослых – обучение.
Публикация «Дидактические игры как средство развитие речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели.
Столкнувшись лично с проблемой речевого развития у детей своей группы, поняла, что нужны разнообразные подходы, формы и методы работы.
Подходы, которые я использую в своей работе – это совокупность приёмов, оказывающих непосредственное воздействие детей дошкольного возраста с учётом временных рамок и объёмом программного обеспечения.
Основной целью моего педагогического опыта является развитие речевой активности детей, повышение результативности работы, посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели, мной были решены следующие задачи:
1. Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО;
2. В центре по развитию речи, создала и накопила материал и дидактические игры по теме;
3. Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи;
4. Организовала работу с родителями (проведение родительских собраний на темы «Учимся играя» и «Роль семьи в речевом развитии детей».) Познакомила их с проблемами и трудностями в развитии речи детей.
В своей практике я использовала следующие виды дидактических игр : «Третий лишний», «Найди свою тень», «Лабиринты», так же включила игры-конструкторы «Вязкий шарик», «Липучка» и «Магнитные фигурки», т. к. дети не просто конструируют, но и описывают свои работы и придумывают истории с героями, тем самым развивая не только монологическую речь, но и диалогическую, далее «Расскажи сказку по картинкам», «Логопедическое лото», «Мини - фланелеграф». Все игры многофункциональны, т. к. можно менять условия и усложнять или облегчать правила игры в зависимости от возраста детей. Эти игры пополняют и активизируют словарный запас слов, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В своей группе для развития мелкой моторики детей и обучению их рассказыванию я использую театр из фланелеграфа. Он выполнен из фетра. Фетром обтянут плотный картон (чем больше картон, тем шире поле для театрализованного представления, что является основой фланелеграфа). Персонажи и декорации выполнены из фетра и липучек так фигурки лучше крепятся и не скользят по его основе. Детям фланелеграф очень нравится, они с удовольствием рассказывают сказки прикрепляя фигурки на доску, сочиняют собственные истории. Он может устанавливаться как на ровной так и на наклонной поверхности (главное, чтоб фигурки не падали).
Театр на фланелеграфе помогает детям систематизировать знания по теме: «В гостях у русской народной сказки», закреплять накопленные детьми знания о любимых народных сказках. Развивать усидчивость.
Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь, Обучая ребенка рассказыванию т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения.
Я и в дальнейшем планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи. В планах сделать разные виды театров: «Театр теней» и «Магнитный театр», тем самым усложнить и разнообразить игровую деятельность.
Таким образом, использование дидактических игр в своей работе, способствует и развитию речевой активности детей и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей радостно, светло и без принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приёмы по данному направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения, воспитания и развития связной речи у дошкольников.