Наталия Дашина
Дидактические игры и коррекционные упражнения в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ (младший и средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие сенсорно – моторной сферы, навыков коммуникативного и социального поведения, игровой и изобразительной деятельности.
Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известных специалистов по коррекционной работе М. Монтессори, Е. Стребелевой, А. Катаевой. Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности.
Публикация «Дидактические игры и коррекционные упражнения в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ (младший и средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК
коррекционная игра на развитие умения
вступать в контакт с окружающими
Цель:
• Развитие кинестетических ощущений.
• Развитие умения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт.
• Учить преодолевать брезгливость (к краскам)
Оборудование: Цветные краски с кисточкой, игрушечные цыплята.
Ход игры : Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры педагог подбадривает и хвалит ребенка.
ДЕРЕВО
дидактическая игра на развитие движений пальцев
Цель:
• Развивать мелкие движения рук.
• Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
• Развивать целенаправленность действий с предметами.
• Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
Оборудование:
Образец деревa на твердом картоне, выполненный из этих же частей (части соединяются между собой, различные по форме и цвету).
Ход игры : Педагог показывает образец с изображением дерева, рассматривает его с детьми, обращая внимание на отдельные части, крону, листья и плоды на дереве, ствол, траву, растущую под деревом. Объясняет, что листва располагается наверху, на дереве растут плоды, из земли растет трава и стол дерева. Потом педагог показываем, как сделать такое же дерево, составляя его из отдельных частей. Педагог предлагает детям сделать такое же, раздавая комплект частей.
ПОДОКОННИК С ЦВЕТАМИ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
• Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
• Развивать внимание и воображение.
• Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
• Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование: На сюжетной картинке «Подоконник с цветами» под бутонами тюльпанов закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне бутонов, поэтому бутоны тюльпанов имеют свойство вкладок. На каждом бутоне для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры : (проводится индивидуально с каждым ребенком). В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Подоконник с цветами», заполненную вкладками с изображением бутонов тюльпанов, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает бутоны, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки бутонов тюльпанов на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании бутонов, то педагог указывает на контур бутонов и показывает в сравнении контур и изображение бутона тюльпана. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание за колечко и их правильное помещение в цветочный горшочек с помощью липучек.
ТЕТРИС
коррекционное упражнение на развитие логического мышления
Цель:
• Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.
• Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
• Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.
Оборудование: Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.
Ход упражнения : Педагог показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» - геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание детей на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.
БАБОЧКА
дидактическая игра на развитие движений пальцев
Цель:
• Учить детей застегивать пуговицы.
• Развивать мелкие движения рук.
• Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
• Развивать целенаправленность действий с предметами.
• Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
• Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.
Оборудование: Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы).
Ход игры : Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками.
ВЕСЕЛОЕ РИСОВАНИЕ
коррекционная игра на развитие мелкой моторики рук
Цель:
• Развитие дифференцированных движений пальцев рук.
• Развитие творческого воображения.
• Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.
Оборудование: Плотная картонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем.
Ход игры:
Педагог показывает детям коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Работа проводится индивидуально, при этом возможно рисование по образцу, совместное рисование, свободное творчество.
упражнение на развитие навыков самообслуживания
Цель:
• Учить детей застегивать замки – молнии.
• Развитие ручной умелости.
• Воспитание навыков самообслуживания.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения рук.
• Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимый признак.
Оборудование: Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие, качества (железные или пластмассовые)
Ход упражнения : В ходе упражнения педагог объясняет детям назначение замка – молнии и показывает, как им пользоваться. Вместе с детьми отрабатываются движения застегивания и расстегивания замка. Возможна отработка движений по словесной инструкции, когда педагог просит застегнуть замок синего цвета и т. п. При проведении упражнения каждое действие проговаривается: «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваю длинный пластмассовый замок синего цвета» и т. п.
КОРЗИНА С КОТЯТАМИ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
• Формировать целостный образ предмета и активировать представления о предметах.
• Развивать внимание и воображение.
• Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
• Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий
Оборудование:
На плотном листе картона сюжетная картинка «Котята в корзинке». На сюжетной картинке под котятами закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне котят, поэтому изображение котят в корзине имеют свойство вкладок. На каждом котенке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры : (проводится индивидуально с каждым ребенком)
В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Котята в корзине», заполненную вкладками с изображением котят, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки котят на свои места. Если ребенок допускает ошибки при выкладывании котят, то педагог указывает на контур котят и показывает в сравнении контур и изображение котят. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание котят за колечко и их правильное помещение в корзину с помощью липучек.
ДОМАШНИЙ УГОЛОК
дидактическая игра на отработку жизненно практических навыков
Цель:
• Научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода: выключателем, розеткой и электровилкой, шпингалетами, крючками.
• Различать на слух понятия «включить – выключить», «открыть – закрыть», «защелкнуть» и т. д.
Оборудование: Вертикальный планшет со встроенными натуральными предметами домашнего обихода: выключатель, розетка и электровилка, шпингалеты, крючки, навесной замок.
Ход игры : Педагог показывает и рассказывает о назначении каждого из предметов домашнего обихода. Учит пользоваться ими, отрабатывает навыки, дает четкие инструкции: «Выключи свет»; «Отключи утюг»; «Закрой форточку» и т. п.
НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК
дидактическая игра на развитие слухового восприятия
Цель:
• Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных.
• Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
• Учить опознавать животных по рассказу педагога.
Оборудование: Большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т. п. ; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры : Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.
ЗАМОК «МОЛНИЯ»
ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ
коррекционное упражнение для подготовки руки к письму
Цель:
• Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изодеятельности.
• Учить дорисовывать, создавая образ.
• Развитие мелкой моторики руки.
• Формировать целенаправленность деятельности и усидчивость в работе.
Оборудование: Наборы карточек с недорисованными предметами, с заданием провести горизонтальные линии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т. п.
Ход упражнения : Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш» и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметов и т. п.
БАНТЫ
дидактическая игра на отработку практических навыков
Цель:
• Развитие мелкой моторики рук и пальцев.
• Научить детей завязывать бантики или ленточки.
• Учить различать цвета и ориентироваться на цвет как на значимый признак.
• Формировать понятия «длинный – короткий»
Оборудование: Вертикальный лист, закрепленный на стене для более удобного использования; бантики или ленточки различных цветов и размеров, закрепленные на листе.
Ход игры : Педагог предлагает детям научиться завязывать бантики или ленточки, показывает, как это делать, каждому ребенку попробовать. Игра проводится поэтапно, пока ребенок не научится сначала завязывать у основания, затем складывать бантик или ленточку в двух руках и затем только делать основной узел.
ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВОЛЯШКУ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
• Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
• Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
• Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии).
• Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Оборудование: Картонный лист с изображением и в форме куклы – неваляшки, на головке неваляшки проделаны отверстия и закреплен шнурок синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неваляшки проделаны отверстия и в них закреплены шнурки красного и зеленого цвета.
Ход игры : Педагог показывает фигурку куклы – неваляшки, рассматривает ее с детьми, обращает внимание на отдельные части одежды: платок, юбку и фартук. Педагог просит детей помочь одеть куклу – неваляшку. Педагог объясняет, как это сделать, кончик шнурка продевает в дырочку и прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняют данное задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словесной инструкции.
АКВАРИУМ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
• Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
• Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование:
На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры : (проводится индивидуально с каждым ребенком) Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.
ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКУ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
• Учить брать мелкие предметы щепотью.
• Развивать координационные действия обеих рук.
• Развивать хватание и ручную моторику.
Оборудование: Мелкие предметы (бирюльки, сделанные из дерева – бутылочка, яичко, пирамидка, графинчик, шарик, грибок, бублик, кувшинчик. Ваза, жбан, чурючок, миска, волчок, молоточек, конус, цилиндр, куб, круг, маленький кувшинчик, квадрат, прямоугольник, пластинка, полусфера, полукруг); подносики, прозрачный сосуд.
Ход игры : Дети сидят за столами, перед каждым прозрачный сосуд, справа от него на небольшом подносике лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать также. При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и как брать предметы. После того как дети соберут все предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке, теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
НАРЯДНАЯ КУКОЛКА
дидактическая игра на отработку практических действий
Цель:
• Отрабатывать практические действия с предметами: ленточками, заколками, липучками, кнопками.
• Учить соотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения.
• Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
• Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Кукла, «гардероб» куклы – юбка из ленточек, заколки различных цветов и форм, завязки – резинки для косичек, бантики.
Ход игры : Педагог ставит куклу и говорит, что кукла хочет устроить праздник и просит ее нарядить – завязать ей красивые банты, «сшить» красивую юбку, приколоть заколки. Педагог показывает, что юбку можно «сшить» прикрепив на ее поясе разноцветные ленточки с помощью липучек, завязать бантики или завязки – резинки, приколоть заколки – зажимы. Ситуация обыгрывается. Когда кукла хочет только бантики, или только заколки и т. д.
ЧУДО ГЕОМЕТРИЯ
дидактическая игра на практическое выделение формы и развитие воображения
Цель:
• Познакомить детей с основными геометрическими фигурами.
• Учить различению основных цветов.
• Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
• Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
• Развивать фантазию и воображение.
Оборудование: Рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур из мягкого материала; различные фигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка с держателями для удобного составления фигур.
Ход игры : Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации сбора этих геометрических фигур. Педагог объясняет, что для более удобного складывания фигур надо держаться за держатель, прикрепленный к каждой фигурке. Сначала педагог дает ребенку фигурки только к одной геометрической фигуре и предлагает угадать, как из них можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях снова перейти к ограниченному количеству изображений.
СОБЕРИ ДОМИК
коррекционное упражнение на практическое выделение формы
Цель:
• Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
• Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
• Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
Оборудование: Две пластмассовые доски (на каждой 6 прорези) в форме домиков; пластмассовые фигурки различного цвета, по форме соответствующие прорезям.
Ход игры : Педагог кладет перед ребенком первый домик (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на нем нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы. Перемешивает их и просит ребенка снова составить из них целый домик, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Возможно обыгрывание различных вариантов: заселение жильцов в домики, ремонт домика, закрывание окошек и т. д.