Роза Ефремова
Дидактические игры и их задачи для всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Советский педагог В. А. Сухомлинский
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Публикация «Дидактические игры и их задачи для всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Основные функции дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и
игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка.
игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
формой обучения,
самостоятельной игровой деятельностью,
средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2. Настольно- печатные;
3. 3. Словесные игры
Игры с предметами
1. 1. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством.
2. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки).
3. К играм с предметами относятся сюжетно- дидактические игры и игры инсценировки.
Настольно-печатные игры
Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений).
Словесные игры
Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют подготовке детей к школе.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
игры-путешествия;
игры-поручения;
игры-предположения;
игры-загадки;
игры-беседы.
• ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.
• ИГРЫ-ПОРУЧЕНИЯ по содержанию проще, а по продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
• ИГРЫ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ («что было бы.»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
• ИГРЫ-ЗАГАДКИ. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
• ИГРЫ-БЕСЕДЫ. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Структура дидактической игры
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Структуры дидактической игры
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
ПОДВЕДЕНИЕ итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д.
Этапы игры
1. Мотивация познавательной активности.
2. Активизация познавательных действий.
3. Мотивация познавательной активности.
Методика организации дидактической игры
• Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
• Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
• Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры.
• Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.
• Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
• Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
• Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
• Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.
• Далее, необходимо определиться с количеством играющих.
• Подбор дидактических материалов и пособий для игры.
• И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!