Елена Дмитриева
Дидактические игры для умственного развития детей
Папка-передвижка для родителей
«Дидактические игры для умственного развития детей»
Игры для детей 3 лет
Игры для детей трех лет строятся на подражании взрослым. Ребенок создает новые игровые образы, стремится активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году жизни начинает развиваться воображение. В игре ребенок начинает брать на себя роль. А к концу третьего года в игре появляется несложный сюжет.
Публикация «Дидактические игры для умственного развития детей» размещена в разделах
В этом возрасте начинают развиваться мышление и воображение. В играх ребенок уже ставит себе цель и прилагает усилия к ее достижению, находит способы для выполнения задуманного. Дети начинают отражать в игре свои переживания и впечатления. Задача взрослого на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок видел и подражал хорошему примеру, чтобы у ребенка формировались положительные качества и правильные представления.
Очень важно развивать у ребенка активность и самостоятельность в игре. Не надо ограничивать игру повторением действий. Нужно помочь ребенку сочетать в игре подражание с творческой фантазией. Игры маленьких детей возникают под влиянием зрительных образов. Если взрослый хочет обучить малыша определенным действиям, то может сделать это продемонстрировав эти действия с куклой или другой игрушкой, при этом не навязывая ребенку повторение, а влияя на воображение и чувства ребенка.
Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение взрослых к его игре, его участие, помощь и руководство. В этом случае игры для детей приносят радость совместного творчества.
На развитие самостоятельности в игре и творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки. Можете инсценировать с ребенком стихи, сказки, например, «Телефон» К. И. Чуковского. Здесь родители также имеют большое поле для творчества.
Каково же основное содержание игр детей третьего года жизни?
Изображение домашнего труда (дети играют с куклами, одевают их, кормят, готовят им обед, укладывают спать).
Поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки руль, управляют автобусом, машиной, поездом).
Изображение животных (малыши прыгают как зайчики, лают как собачки, мяукают как котики).
Отрывочное воспроизведение инсценировок (кто говорит? – слон! Или доктор Айболит лечит зверей и т. д.)
Игры со строительным материалом (строят из кубиков горку, домик, забор, мебель).
Игры с песком (малыши формируют куличики, роют ямы, зарывают и откапывают игрушки).
Игры с песком в этом возрасте можно считать началом конструирования. Такие игры заставляют ребенка сосредоточиться. А также игры со строительным материалом. Главная цель игр со строительным материалом – направить активность ребенка на созидательную деятельность. Строительные игры способствуют формированию самостоятельности ребенка, а так же развивают воображение. Это проявляется в создании постройки, в ее изменении и последующих действиях с различными игрушками.
На третьем году жизни ребенок продолжает заменять реальные предметы воображаемыми. Но теперь он уже ищет сходство между предметом-заместителем и изображаемым предметом, при этом называя его.
В этом возрасте ребенок наделяет игрушки различными ролями и берет определенную роль для себя, часто затрудняясь сказать, что это за роль. Очень часто роль детей связана с действиями, которые они выполняют в данный момент. Например, Настя варит обед для кукол. В этот момент она – мама, или повар.
Так же в возрасте до трех лет детей начинают интересовать игры со сверстниками. Как правило, малыши еще не умеют согласовывать свои действия, но в игре их объединяет общая цель, (например, поездка на автобусе, кормление кукол, лечение зверей, стремление к подражанию или интерес к одной и той же игрушке. Распределение ролей происходит без предварительного замысла, по ходу игры. Например, один ребенок играет в строителя, другие присоединяются, кто-то подвозит кирпичи, кто-то помогает их укладывать. В подобных играх дети чувствуют зависимость друг от друга, повышается интерес к тому, что делает товарищ. Участие в игре взрослого может помочь детям лучше понять друг друга.
Можно ли назвать игры детей трехлетнего возраста творческими? Несомненно, начатки творческой игры уже прослеживаются. Дети пытаются объединить в игре различные впечатления, выражают свое отношение к изображаемому. Но сюжет все еще остается достаточно однообразен и прост. Детям часто требуется участие взрослого в их игре.
Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Кукла Катя обедает.
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.
Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.
Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.
- Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.
Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.
Обращаясь к ребенку:
- Что ты поставишь на стол?
- Я поставлю вот это.
- Как это называется?
- Тарелка глубокая для супа.
В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.
По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая, вилка и ложка (большая и маленькая, хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.
Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Новая кукла.
Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей.
Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.
Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.
- Кто-то к нам идет, - говорит взрослый.
Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели, затем продолжает:
- Как зовут тебя, малышка?
Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой.
- Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем.
Кукла согласна. Дети называют предметы.
Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:
- А это что у вас?
- Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети.
- А здесь что у вас?
- Это шкаф для игрушек.
Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.
Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.
Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Что изменилось? (Игра с матрешками).
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.
Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).
Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.
Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.
Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.
Взрослый задает вопрос:
- Дети, что вы видите на моем столе?
- Матрешки, - отвечают дети хором.
- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у них разное? Посмотрите внимательно!
Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:
- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? ("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.
А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.
Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек : прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.
При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.
В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.