Вильдяйкина Елена
Дидактическая игра в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Огромное место в жизни детей занимает игра. Познавательные игры в во время обучения вызывают большой интерес для дошкольников. У детей возникает желание добиться успехов и познать больше. То, что знаем мы, ребенок узнает в игре. Главная особенность дидактических игр обозначена их названием: это обучающие игры. Их создают взрослые для воспитания и обучения детей.
Публикация «Дидактическая игра в дошкольном возрасте» размещена в разделах
B каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры зaнимaли и зaнимaют oсoбое место. Детям среднего дошкольного возраста не присуща созерцательность, им нужен тесный контакт с миром, который окружает их.
Непринужденная связь ребенка с предметами, которые ему доступны, дает возможность осознать их сходства и отличия.
Ключевые слова:
Дидактическая игра, дети, ребенок, окружающий мир, познание.
Огромное значение в дошкольном детстве занимает игра. Игры в процессе обучения представляют большой интерес для дошкольников. Игры, которые дают возможность ребенку узнать и развить свои навыки и способности, дать ему возможность участвовать в соревнованиях с другими детьми своего возраста.
У детей возникает желание добиться успехов и познать больше. То, что знаем мы, ребенок узнает в игре. Средством воспитания и обучения служит игра, которая будет включена в педагогический процесс. Определенная Л. С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, в исследованиях их сотрудников и учеников.
Более подробно изложил историю создания теории игры, ее эксперимент исследования и основных понятий содержится в монографии Д. Б. Эльконина.
Эффективным средством формирования личности дошкольника является игра, его морально - волевых качеств, желание воздействия на мир реализуется в игре. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Главная особенность дидактических игр обусловлена их названием: это обучающие игры. Их создают взрослые для воспитания и обучения детей. Но для детей игра не выступает, как образовательная задача открыто, а выполняется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактическая игра определяет игровые действия, вызывает желание их выполнить.
Способы проявления активности ребенка в игровых целях и есть игровые действия. Для того, что решить все поставленные задачи, игра должна быть разнообразной и увлекательной. Как пример, ролевые действия, отгадывания загадок. Они исходят из игрового замысла.
Игровые действия в дидактической игре меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Для каждого возраста существуют определенные дидактические игры.
Существует одно, но очень главное правило: чтобы достичь наибольшего развивающего эффекта дидактическая игра должна быть разнообразной и содержательной. В дидактической игре дети должны принимать непосредственное участие, а не только быть наблюдателями. Помимо дошкольного учреждения, играть в дидактические игры можно в условиях семьи. Поэтому необходимо помочь родителям овладеть методикой их
использования в обучении детей.
Немаловажны правила игры. Общими задачами обусловлены правила игры. В
дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагогу удается управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Доступной для всех игру делают правила, все участники игры им подчиняются. Игровые действия напрямую связаны с обучающей задачей и правилами. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Таким образом, активное участие и выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями. Дидактическая игра поможет ему чему - то научиться в легкой, непринужденной форме.
Дидактические игры – это игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры можно разделить на три вида:
- игры с предметами;
- настольно - печатные;
- словесные игры.
Дошкольникам самостоятельно выбирают игры, зачастую в которых требуется
творческое решение, возникает соревновательный интерес.
Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с
последовательно усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Нельзя добиться хороших результатов используя одни и те же игры, они должны становиться сложнее и охватывать разные области познания.
Современные родители с большим желанием играют в дидактические игры с детьми.
Педагог помогает родителям познакомиться с методикой. Проводит консультацию или мастер - классы. Совместные игры сближают родителей и детей и укрепляются взаимосвязь между ними.