Ольга Дебой
Консультация «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дебой Ольга Анатольевна
«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания
детей младшего дошкольного возраста»
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений
об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Публикация «Консультация „Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Игра – стихия детей. Играя, ребенок познаёт мир, учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны. А воспитатель решает цели и задачи по сенсорному воспитанию детей, а именно…
Цель:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
- Создать предметно-развивающую среду для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
- Пocлeдoвaтeльнo знакомить дeтeй c paзными видaми ceнcopных этaлoнoв.
- Совершенствовать умения сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие.
- Использовать дидактические игры в непосредственной образовательной деятельности.
- Применять сенсорные эталоны в практической деятельности детей.
- Взаимодействовать с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.
Для решения данных задач выработаны принципы:
- принцип наглядности,
- принцип доступности,
- принцип системности,
- принцип последовательности.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего.
Значение сенсорного воспитания :
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной моторики, формирование графомоторных навыков);
- развивает слуховое, зрительное восприятие,
- развивает восприятие формы, величины, цвета; особых свойств предметов (вкус, запах, вес); восприятие пространства и времени;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
1. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
2. Вторым элементом является содержание. Подготовка к игре - это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
3. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
4. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.
5. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего – то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Особенность дидактической игры – наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.
Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами, т. к для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг).
Игры для сенсорного развития.
Форма: «Найди и назови», «Какой это формы», «Волшебный коврик», «Найди окошко для фигуры», различные вкладыши, «Заплатки», «Геометрическое лото», «Составь геометрическую фигуру», «На какую фигуру похож предмет» и т. п. Дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета.
Игры: «Подбери по цвету», «Составь узор» (из различных мозаик, конструктора, «Подбери прищепку по цвету», «Разложи яблочки в ведерки», Пазлы с цветными кнопками, «Разноцветные бусы», «Продолжи ряд» «Подбери чашки к блюдцам», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
C большим трудом дети усваивают представления о величине предметов.
Общепринятые эталоны величины имеют условный характер. К началу дошкольного возраста дети имеют представления по величине между двумя предметами (больше – меньше). В младшем дошкольном возрасте у детей начинают складываться представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький).
Игры на величину: «Какой мишка больше», «Подари мишке мячик», «Найди мишке домик», «Собери матрешку, пирамидку», «Расставь грибочку от большого к маленькому», и т. п. Дети учатся различать, чередовать, группировать по величине.
Во время игр с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», игры с Блоками Дьенеша ребенок познает их качества, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Он старается добиться результата. Перед ребенком ставится умственная задача.
С целью развития тактильных ощущений проводятся игры «Чудесный мешочек», «Холодно – тепло» (с водой, «Определи ткань на ощупь» (гладкая, шершавая, меховая).
Одновременно проводится и работа с родителями, им было предложено для ознакомления несколько распечаток с дидактическими играми. Совместно с родителями организовали выставку работ «Фантазии из геометрических фигур». Также родители помогали в изготовлении дидактических игр по сенсорике, которые мы использовали в создании лэпбука.
Таким образом, дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Роль дидактических игр очень велика в сенсорном воспитании.