Олеся Зуйкина
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
"Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников"
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Публикация «Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Академик Д. С. Лихачёв
Чувство патриотизма - это любовь к родным местам и гордость за свой народ.
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Дети должны понять, что их город, лес, река, поле – частица Родины.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.
Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в дошкольном возрасте.
Игра «Мой адрес»
В дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить эти знания в игре.
Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей.
Оборудование: мяч
Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Игра «Моя страна»
Цель игры: Расширять представления о стране, в которой живем, продолжать формировать представления о символах и достопримечательностях большой и малой Родины.
Оборудование: карточки с изображением символов страны России и других стран.
Ход игры : Каждые ребенок выбирает из всех карточек только символику России. Затем объясняет, что он выбрал и почему.
Игра - кубики «Мой город»
(знаменитые места родного города)
Собирая единую картинку из отдельных кубиков, дети закрепляют знаменитые места родного города. Эта игра пришла мне на ум, когда дети складывали кубики по сказкам. И наблюдая за ними, я подумала, а почему бы не собрать картинку о чём-то знакомом и родном. Фотографии объектов города разрезала и наклеила на кубики. Вот так и появилась эта игра.
Игра «Детский сад»
Эта игра проводится после комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду.
Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей, музыкального руководителя, повара, помощника воспитателя и т. д.).
Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивно - музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т. д.).
Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.
Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т. д.
Игра «Домино»
Цель игры: Закрепить представления об основных элементах какой – либо росписи, научить
различать и сравнивать их между собой.
Правильно называть, пользуясь названиями придуманными мастераим
промысла. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Оборудование: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части.
На каждой из них изображён элемент росписи.
Правила игры: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого- либоэлемента соответствовало
тому же изображению другой карточки.
Ход игры : Первый делает ход тот, у кого есть карта – дуплет, следующие играки находят у себя карточки с элементами
такой же росписи.
Если нет нужной карточки игрок пропускает ход.
Выигрывает тот кто раньше других
освободится от карточек.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.