Наталья Муцольгова
Речевое развитие детей с использованием двигательных функций рук «Девочки и мальчики, тренируйте пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей с использованием двигательных
функций рук и графических навыков.
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский.
ГБУСО МО «КЦСОР «Подольский» осуществляет комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, используя современные методы и приемы работы по речевому развитию детей. Коррекционно–логопедическая работа определяет уровень речевых нарушений, степень тяжести и уровень готовности к обучению в зависимости от диагноза.
Публикация «Речевое развитие детей с использованием двигательных функций рук „Девочки и мальчики, тренируйте пальчики“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2021
Специалистами центра были разработаны и внедрены программы «От звука к слову» по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, «В мире звуков» по формированию фонетико-фонематических нарушений у детей с дизартрией, «Я учусь рассказывать» по развитию связной речи у детей с ОНР. Все они направлены на улучшение речевых показаний у детей с ОВЗ, помогают качественно, на высоком профессиональном уровне проводить обучение. Для обеспечения полноценного речевого развития, более качественного речевого воздействия, создания эмоционального настроения в нашем центре используем компьютерные программы «Баюн» для детей младшего дошкольного возраста, «Игры для Тигры» для детей с ОНР, «Дельфа – 142М» по формированию звукопроизношения, слоговой структуры, словаря и связной речи детей.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи. В нашем центре созданы все условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта по развитию мелкой моторики пальцев рук. В своей практике широко используем материал М. Монтессори, сенсорную комнату, пескотерапию, теневой и пальчиковый театры, су-джок терапию, различные виды массажа и самомассажа.
Систематическая и целенаправленная работа по развитию двигательных функций руки помогает нам преодолеть различные недостатки и отклонения в речевом развитии детей с ОВЗ. Овладение двигательными функциями рук детей с ОВЗ оказывают положительное влияние на функционирование речевых зон.
Степан Я. 7лет, диагноз детский церебральный паралич: нарушена речь, бездействуют нижние конечности, нарушена подвижность кисти рук.
Упражнения на развитие динамического праксиса стали включать в повседневную игровую деятельность. Это дало результаты: он стал повторять действия за взрослым «Мы капусту рубим» (руки ребром стучат по столу и т. д.). Ребенок с желанием старается выполнять движения, проговаривает слова, трудные для произношения.
В результате применения в работе игровых комплексов массажа и самомассажа пальцев рук с использованием нетрадиционных средств (прищепки, природный материал, массажные мячи, карандаши и т. д., у ребенка происходит не только развитие мелкой моторики, но и значительно улучшение речи.
У Матвей Н. (7 лет) отмечен низкий уровень развития речевой моторики. В результате занятий пальчиковой гимнастикой, массажа языка и пальцев рук более четким стало произношение отдельных звуков, увеличилась двигательная возможность пальцев рук, ребенок стал по контуру обводить буквы.
Не менее важным для развития речи является применение физминуток, которые способствуют не только развитию общей моторики, но и стимулируют речевую активность.
Вероника Д. (6 лет, основной диагноз: задержка психического развития. Поведение неадекватное: закрывает уши при громком высказывание или музыке, раскачивает корпус, выполняет навязчивые движения, не реагирует на слова педагога. Путем длительного общения с ребенком, прослушивания тихой музыки, выполнения физических упражнений, девочка начала выполнять ритмичные движения, повторять отдельные слова.
Развитие графо-моторных навыков сложный координационный процесс, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки. Формирование двигательного навыка требует много сил и времени в работе с ребенком ОВЗ. Упражнения в обведении контура предметов, рисовании по трафаретам, штриховка, закрашивание стимулируют действие речевых зон, что положительно влияет на формирование речи детей.
Саша Д. (7 лет) ЗПР, ОНР (2ур.) – неправильно держит карандаш, стали использовать карандаши с насадкой. Вначале обводили по точкам с использованием руки взрослого. Потом Саша стал обводить самостоятельно.
Для достижения положительных результатов в РЦ «Ягодка» созданы все условия по развитию двигательных функций рук, графических навыков. После курса реабилитации все дети выписываются с положительной динамикой функций рук, что влечет за собой улучшение речи.
Логопед
Муцольгова Н. М.