Дина Батура
Игротека «Пальчики-мальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчики-мальчики
Методические аспекты деятельности учителя-логопеда
по формированию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР
Образовательные области:
развитие речи, коммуникация, познание, социализация
Используемые современные педагогические технологии:
игротека, коммуникация, сотрудничество
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук у дошкольников с помощью пальчиковых игр с речевым сопровождением. Повышение инициативности и моторной активности дошкольников на основе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Публикация «Игротека „Пальчики-мальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Основные принципы работы:
1. Педагоги и дети – активные партнеры в совместной игровой ситуации.
2. Взаимное доверие, помощь и поддержка педагогов и детей в совместной деятельности.
3. Стимулирующее воздействие на компоненты речевой системы и речевого мышления ребенка с нарушением речи.
4. Создание благоприятных условий для полноценного речевого развития и социального становления детей.
Возрастная группа: воспитанники старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Методы: показ, образец с объяснением, пояснение, словесная инструкция.
Значение пальчиковой гимнастики в формировании речи ребенка, раскрывается во многих высказываниях педагогов и философов. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», считал В. А Сухомлинский. «Пальцы помогают говорить», отмечала М. Монтессори. «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.
Развитие праксиса позы кисти рук, динамического праксиса, пространственного праксиса происходит в процессе выполнения игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук в двух основных направлениях:
– формирование кинестетической основы движений пальцев рук по образцу, показу и словесной инструкции;
– развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса, в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
Организацию логопедического взаимодействия с детьми можно выстраивать с использованием пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры с речевым сопровождением
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями)
«Черепашка»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
«Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.
«Горшок»
Под крышкой -
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.
Маленький горшок,
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.
Открыли крышку -
Поворачиваем «крышку» ладонью вверх.
Мышка - скок!
Резко поднимаем большой палец.
«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому («дом») :
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики – друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
«Радуга»
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
«Часы»
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Один хлопок над головой.
Мышь скатилась кувырком.
Руки «скатываются» на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
«Котята»
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
отправила спать. Ладони прижимаем, друг к другу, кладём под щёку (спим).
«Поросята»
Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
«Фонарики».
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
«Два козлика»
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
На слово «бух» - хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени.
«Зайцы»
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах?»
“Бах” - выстрелил охотник,
Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,
Бежим пальчиками по столу или коленям.
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
«Капитан»
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
«Домик»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и легка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
«Гроза»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
«Барашки»
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний «идут» по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
«Змейка»
Одна рука – «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - «дорожка».
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
Волнообразные движения рукой.
А ребёночка за нос.
«Змея» хватает за нос партнёра по игре.
«Липкие пальчики»
Первый пальчик в глине,
Второй – в пластилине,
Третий – в шоколаде,
Четвёртый – в мармеладе. Каждый палец по очереди прикасается к большому.
«Трудолюбивые пальчики»
«Большому дрова рубить,
Тебе воду носить,
Тебе печь топить,
Тебе тесто месить,
А малышке песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.
«Улей»
«Вот маленький улей,
Где пчёлы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з!». Пальцы сжать в кулак, выпрямлять их по одному.
«Капуста»
«Мы капусту рубим – рубим.
«Мы капусту трём – трём.
Мы капусту солим – солим.
Мы капусту жмём – жмём».
На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук.
На вторую – поочерёдно поглаживать подушечки пальцев.
На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга.
На четвёртую фразу – сжимать и разжимать кулачки.
«Домик»
«На полянке дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем».
Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.
«Замок»
«На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали.
Мы замочек покрутили.
Мы замочек покрутили.
Мы замочек потянули – открыли».
Произвольные движения, соответствующие тексту.
«Пять пальцев»
«На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить».
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
«Повстречались»
«Повстречались два котё нка: «Мяу-мяу».
Два щенка: «Ав-ав».
Два жеребё нка: «Иго-го».
Два тигрё нка: «Р-р-р!».
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога».
На каждую фразу соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
«Раз, два, три, четыре, пять»
«Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать :
крепкие, дружные, все такие нужные.
На другой руке опять:
раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
хотя не очень. чистые».
На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.
«Лодочка»
«Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Пплывут рыбки тут и там».
На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «Паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.
«Коза и козлёнок»
«Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
За ней козлёночек бежит,
Колокольчиком звенит».
На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога. На вторую - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).