Татьяна Бурейшина
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения «Детство с Родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
«ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
(опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на
основе краеведения)
Солдатова Ирина Николаевна,
Галямова Нафига Шафигулловна,
Сальникова Татьяна Николаевна,
Бурейшина Татьяна Массумовна.
МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»
Любят Родину не за то, что она велика,
а за то, что она своя.
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения „Детство с Родным городом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего
поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире,
изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания
патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в
настоящее время все чаще.
В «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что
«система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан
демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского
общества.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о
родном городе, стране, особенностях. Недостаточно сформирована система работы с
семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического
воспитания. Данная тема актуальна, но решается не полностью. Задача воспитания в
ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любовь к
родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине решается формально.
Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна. Решением
данной проблемы мы видим в реализации практико-ориентированного проекта,
базирующегося на краеведческом подходе.
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию
гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Исходя из актуальности данного направления, в нашем детском саду был
разработан и реализован практико-ориентированный проект нравственнопатриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным
городом».
Проект нацелен на организацию педагогического процесса, способствующего
формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с
родным городом.
Задачи:
1. Создать условия для развития у детей патриотических чувств, любви и
привязанности к своей семье, дому, родному городу;
2. Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя
маленькими горожанами, участниками жизни города;
3. Совершенствовать знания о городе, его истории и
достопримечательностями;
4. Наладить взаимодействие с родителями по приобщению детей к
приумножению и сохранению богатств родного города.
5. Реализовать систему мероприятий, направленных на повышение уровня
развития патриотических качеств.
Для того, чтобы эффективно работать над данной темой мы изучили учебнометодическую литературу по теме «Краеведение - основа воспитания патриотизма»
различных авторов, а также опыт практикующих педагогов, представленный на
интернет сайтах, разработали перспективный план (Приложение 1) по
ознакомлению с родным городом и краем с использованием краеведческого
материала. При составлении плана и выборе тем мы взяли за основу программу А. Я.
Ветохиной З. С. Дмитриенко «Нравственно - патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста» и включили краеведческий материал. При определении
содержания, технологии ознакомления детей с родным краем, проведении
экскурсий мы руководствовались методическими пособиями Н. Г. Комратовой, Л. Ф.
Грибовой «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» Н. В. Матовой
Краеведение в детском саду. Материалы данных пособий легли в основу бесед,
занятий, целевых прогулок, экскурсий, игр.
Для развития нравственно-патриотических чувств во всех группах ДОУ
созданы патриотические центры, которые помогает познакомить детей с историей и
достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с
государственными символами города, края, страны. Материалы в центрах
сгруппированы по основным направления : «Семья, детский сад», «Родной край»,
«Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и
уважения к защитникам Отечества», «Наша Родина – Красноярский край». Это дает
возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, края, за счет
которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и
уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых
разных профессий, достижениям известных людей.
Были изготовлены дидактические пособия по нравственно –
патриотическому воспитанию, созданы макеты «Детский сад», «Мой город»,
«Бабушкино подворье», альбомы климатических и природных зон с
представителями флоры и фауны, родителями и воспитанниками старшей группы
была создана «Красная книга Красноярского края». Интерьер центров украшают
куклы в национальных костюмах, а также предметы декоративно-прикладного
творчества.
Реализуя проект «Детство с родным городом» во всех группах ДОУ были
разработаны краткосрочные проекты, приуроченные к 85 – летнему юбилею
Красноярского края и 45-летнему юбилею г. Лесосибирск. В рамках данных
проектов были проведены разнообразные мероприятия, способствующие
расширению знаний воспитанию гордости за свою малую родину:
Развлечение посвященное 85-летию Красноярского края «Край родной,
навек любимый!»
Развлекательно - познавательная программа «Мы гуляем по
Лесосибирску»
Детско-родительский вечер поэзии «Воспеваю край родной»
Конкурса открыток «С днем рождения, любимый город», переросший в
акцию «Подари открытку жителям города Лесосибирск».
Также в рамках проектов были организованы:
Выставка детских работ, «Город моей мечты -Лесосибирск»
фотовыставка «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь»
Выставка детских работ, «Я и мой край!»
фотовыставка достопримечательностей г. Лесосибирска «Лесосибирск –
России малый уголок!»
Мини-музей «Красивый край, живи и процветай»
Экскурсии в городской музей и детскую библиотеку.
Продуктом реализации подпроектов стали открытые показы НОД, а также
изготовление Лэпбуков, семейных фотоальбомов, родословного древа и т. д.
Также в ДОУ проводятся праздники, развлечения, акции, которые
воспитывают у детей патриотические чувства и любовь к Родине, сложилась
традиция, ежегодно 12 декабря отмечать «День рождения детского сада».
Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями, они стали не
сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.
Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители
являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.
Родители воспитанников помогали собирать наглядный материал: книги,
фотографии, открытки, иллюстративный материал и т. д., для использования в
беседах, играх с детьми, принимали активное участие в фотовыставках, а их
совместное творчество с детьми стимулировало сплочению семьи при создании
рисунков, поделок на конкурсы нашего детского сада и города. Совместно с
родителями оформили фотовыставки: «Семьи чудесные моменты», «Я - Мамина
радость, Папино счастье». Проведена серия консультаций нравственнопатриотического воспитания : «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей
любви к родному краю», «Что ребенок должен знать о малой Родине».
Рекомендованы игры и тематика бесед с дошкольниками в домашних условиях. Так
же родителям был предложен «маршрут выходного дня» с рекомендациями по
доступному ознакомлению реб нка с памятниками культуры родного города.
Результаты работы с детьми по данному направлению, в течение небольшого
времени, позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького
Лесосибирца, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать
события, факты, явления социальной действительности, анализировать их.
100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут
безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения
нашего города имеют точные знания 91% детей, также дети имеют представление о
названии улиц города, знают по какому адресу находятся дома, в которых они живут,
детский сад, который они посещают.
Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, о
самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных
предприятиях, их продукции.
Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 79% детей,
21% - немного в этом затрудняются.
В итоге, общий уровень следующий: 84% детей имеют прочные знания о
родном городе, 16% - допускают небольшие неточности.
Подводя итог проделанной работе, можем отметить следующие результаты:
дети узнали много нового о родном городе и крае, смогли увидеть их красоту и
богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться
красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства
гордости к родному городу и краю.
Данный вывод подтвердили и родители, которые отметили не только
возросший интерес и желание детей узнавать больше нового о городе, о
Красноярском крае, об истории памятников, улиц, известных людях города, но и то,
что сами родители стали проявлять больше интереса и внимания патриотическому
воспитанию детей.
Таким образом, тесное взаимодействие участников педагогического процесса
социализации – не только дало возможность нашему коллективу системно и
последовательно формировать у наших воспитанников «Я» - концепцию, но и
активно познавать «малую» Родину, ее природные и человеческие
достопримечательности, а также закладывать основы национальной и нравственной
культуры.
Подводя итог проделанной работе, можем отметить следующие результаты:
дети узнали много нового о родном городе и крае, смогли увидеть их красоту и
богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться
красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства
гордости к родному городу и краю. На этом наша работа не заканчивается, ведь
впереди столько новых идей и мероприятий.
Литература:
1. А. Я. Ветохина З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста
2. В. Н. Матова Краеведение в детском саду
3. М. Д. Махнева"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
4. Т. И. Доможакова Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
5. И. В. Штанько Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная статья опубликована в Сборнике научно-методических статей с международным участием
«Детский сад и начальная школа в современных социокультурных условиях». Выпуск 1.
Новосибирск, 2020