Ольга Пазизина
Детский сад и семья — значимые социальные институты в формировании личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом.
Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей в процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями при организации социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие нравственного развития личности.
Цель исследования - условия создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья», обеспечивающего целостное формирование и развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Объект исследования – процесс сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в формировании социально-нравственной личности.
Предмет исследования – формирование социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ·
1. Изучить литературу по теме исследования; ·
2. Определить особенности формирования личности в дошкольном возрасте; ·
3. Рассмотреть взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка; ·
4. Подтвердить теоретические основы исследования практической работой;
Методы исследования: анализ, систематизация.
Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.
Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
Основная идея воспитания в дошкольном учреждении - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка. Основные принципы:
1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.
2. Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей способствовают основные направления:
1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)
2. Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.
3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей
4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи : правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
В детском саду необходимо стараться поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Можно предложить детям принести свои семейные фотографии и рассказать о своих родных.
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации, в том числе и русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству.
Необходимо стараться привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Приглашать родителей на выступления, для них организовывать концерты, различные мероприятия, проводить праздники семьи. Родители должны оказывать помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, экскурсий, принимать активное участие в жизни детского коллектива, в оснащении предметно-развивающей среды, в различных конкурсах : «Поделки из природного материала», «Новогодняя мастерская», «У мамы руки золотые», «Пасхальная мастерская», в досугах: «Веселые старты», «Папа, мама, я – дружная семья».
Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям.
В детском саду педагоги совместно с родителями могут организовывать музей «Русская изба», где дети знакомятся с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами. Дети приобщаются к народной культуре.
Пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании также должна вестись через систему наглядной агитации.
Это информационно-ознакомительная : через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. И иформационно-просветительской направленности где родители получают знания об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В группах оформляются "Уголки для родителей", где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей.
Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями : беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п.
Таким образом работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ целесообразно вести по четырем направлениям.
1. Информационно – аналитическое направление.
Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребенка.
2. Психолого-педагогическое направление.
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, совместная работа специалистов ДОУ.
3. Наглядно-информационное направление.
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
5. Досуговое.
Цель: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью.
Выводы:
Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития.
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей приносит свои положительные результаты. Проведение консультаций, бесед, анкетирования и совместных мероприятий повышают интерес родителей к деятельности детского сада. Такое сотрудничество помогает родителям, в какой – то мере больше узнать своих детей, воспитателю – найти наилучший подход к каждому ребенку, а детям –приобрести поистине заинтересованное внимание родителей.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Литература
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.
2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. №1.
3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
4. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. - №3.
5. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М. : Приор-издат, 2002. - 192 с.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2001.
7. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. - 2001.- №8.
8. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - М., 1975.
9. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8.