Ольга Булатова
Детский мюзикл как форма взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 204"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему: «Детский мюзикл как форма взаимодействия
семьи и ДОУ»
Разработчик: Булатова Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Квалификационная категория: первая
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель, задачи,
Планируемый результат
Рабочий план реализации проекта
Публикация «Детский мюзикл как форма взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
Ресурсное обеспечение
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анкета для родителей.
Приложение 2. Упражнения, этюды, игры.
Приложение 3. Сценарий мюзикла «Колобок на новый лад»
3
4
9
11
12
14
15
17
19
АННОТАЦИЯ
Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры – одна из актуальных задач дошкольного образования. Ее решение в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии педагогов и родителей.
Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе различных видов искусства способствует эмоциональному сближению всех участников взаимодействия, ориентирует детей на успешную самореализацию при последующем переходе в школу и в будущей взрослой жизни. Привлечь родителей к творческому взаимодействию с детьми через постановку мюзикла – цель данного проекта.
Реализуя задачи проекта, мы поможет ориентировать родителей на развитие познавательно-творческой деятельности ребенка, развивать партнерские позиции родителей в общении с ребенком, способствовать развитию начал социальной активности ребенка в совместной с родителями деятельности.
Проект «Детский мюзикл как форма взаимодействия семьи и ДОУ» - долгосрочный, рассчитан на весь учебный год; реализуется на базе ДОУ через совместную деятельность музыкального руководителя – детей старшей группы – родителей; будет проходить в три этапа:
I этап - аналитический (определение состояния деятельности ДОУ по вопросам взаимодействия).
II этап - основной (разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта).
III этап - итоговый (систематизация материалов).
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей!
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, эмоциональная разобщенность ведет к нарушению детско-родительских отношений. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время приобрела особый смысл.
В федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в п. 6.8 отражены основные требования к взаимодействию образовательного учреждения с родителями «Педагоги организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка и совместную деятельность детей и родителей с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Одним из важнейших принципов нашего образовательного учреждения является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Стремление изменить ситуацию в развитии взаимоотношений родителей с детьми побудило меня к поиску решения данной проблемы – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с детьми, привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через активное вовлечение в творческий процесс по развитию театрализованной деятельности детей.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты, а ситуация сопричастности родителя к творчеству ребенка позволяет взрослому проникнуть в особенности личностного развития, устанавливать эмоциональный контакт.
Федеральные государственные требования в содержании образовательной области «Музыка» определяют следующие задачи работы с детьми:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сегодня на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодежных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений.
XXIвек – время СМИ и телевидения. Активно развиваются телевизионные шоу-программы, музыкальные передачи, телевизионные музыкальные конкурсы с необычными сценариями, множеством костюмов и декораций. Телевидение требует зрелищности на экране. Все это проникло и в нашу повседневную жизнь, начиная с похода в магазин. Мы привыкли к многообразию и яркости продукции.
Неудивительно, что в наше время процветает такой жанр как «мюзикл». Это тоже своеобразное шоу, но в театре, позволяющее увидеть его в живую.
«Мюзикл» - один из самых модных жанров современного музыкального театра. Он заставляет нас восхищаться, удивляться, смеяться и сопереживать вместе с героями представления.
Традиционный взгляд на мюзикл, как на искусство развлекательное, отнюдь не исключает того объективного факта, что это искусство служит своеобразным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современное музыкальное искусство.
Мю зикл (иногда называется музыкальной комедией) — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии.
Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении. Сегодня в России и мире известны единичные случаи постановки «детских» мюзиклов – мюзиклов, где актерами становятся дети. Так как жанр требует навыков вокала, актерского мастерства и хореографии, больших финансовых вложений и особого музыкального материала, не многие продюсеры и режиссеры осмеливаются работать над подобными проектами. Тем не менее, мюзикл – это очень востребованный жанр. Как для зрителей, так и для артистов. Это всегда яркое зрелище, где много музыки, танцев, песен. Много красоты и радости, и так привлекателен для юной восходящей звезды! Для детей – участие в музыкальных спектаклях - это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами
Если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нём, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену – это уже ответственность. С ранних лет каждый ребёнок стремится проявлять своё творчество, поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. С чего же начинается развитие творческих способностей?
С народных потешек, прибауток, стихотворений, и конечно сказок. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее све сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценирование».
Дети – прекрасные актёры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещет зал. И такое возможно только в театрализованном действии, представлении, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки – это чудесное приглашение в этот сказочный мир. Вышеизложенное, легло в основу выбора продукта проекта по мотивам известной всем русской народной сказке «Колобок», который получил название «Колобок на новый лад» авторов текста и музыки Е. и С. Железновых.
Неудивительно, что такая весёлая современная обработка данной сказки была принята детьми и родителями нашего ДОУ.
Для выявления заинтересованности родителей я разработала анкету и провела анкетирование (Приложение №1).
По результатам обработки анкет родителей, я сделала вывод, что дети данной группы проявляют недостаточный интерес к театрализованной деятельности, речь маловыразительна, не всегда понимают эмоциональное состояние другого человека и не всегда могут выразить своё. Родители в свою очередь заинтересованы в театральной деятельности детей и желают принять активное участие в постановках.
Чтобы повысить уровень развития музыкально-творческих способностей и эмоциональной сферы детей обратилась к новой для детей театральной постановке мюзикла. Мюзикл – это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Это настоящий музыкальный театр! Надеюсь, что мюзикл «Колобок на новый лад» подарит всем, кто его увидит, настоящий праздник, а в жизнь воспитанников принесёт творчество, веру в себя, свои силы, возможности и таланты! А для кого-то из маленьких артистов, возможно, участие в мюзикле станет первым шагом в мир большого искусства!
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель, задачи.
Цель проекта: создать условия для привлечения родителей к творческому взаимодействию с детьми через постановку мюзикла.
Задачи для детей:
Познакомить с особенностями жанра мюзикла.
Научить владеть голосом, выразительной речью, развивать вокальные данные.
Формировать творческую активность, прививать художественный вкус и любовь к театральному искусству.
Способствовать проявлению у детей желания участвовать в работе по созданию детских мини-проектов.
Воспитывать уважительное отношение между членами детского коллектива.
Задачи для родителей:
Вызвать интерес у родителей к совместной театрализованной деятельности.
Развивать инициативу, творческий потенциал семьи.
Способствовать сплочению родительского коллектива и укреплять взаимоотношения детей и родителей.
Главной направленностью работы при постановке мюзикла будет, прежде всего, воспитание детей, формирование в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешным в сложном современном мире.
Основная работа в ходе проекта проходит в форме непосредственной образовательной деятельности, проведение которой предполагает 4 последовательных этапа:
1 этап – знакомство с либретто. Дети знакомятся с произведением в различных интерпретациях:
Русская народная сказка «Колобок» в обработке А. Н. Толстого;
Кукольный мультфильм-сказка «Колобок» (1969) производство СССР Союзмультфильм;
Мультипликационный сериал по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов» Симбирская сказка «Колобок».
Цель данного этапа: накопление детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности, анализ характера каждого персонажа.
Создание детских мини-проектов : «Я весёлый колобок…», «Колобок и Лиса», «Волк зубами щёлк», «Косолапый медведь», «Зайчик- попрыгайчик», «Жили-были Дед и Баба» .
2 этап – подготовка к представлению. Выполнение упражнений: на развитие голоса и речи, на создание игрового образа, психологические игры, игры на координацию речи и движений.
Цель этапа: развитие у детей сенсорной сферы, базовых психических процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей. Привлечение родителей в игровой тренинг. (Приложение №2)
3 этап – игры-импровизации, этюды, тренинги.
Цель этапа: освоение элементов сценического действия, терминологии сценического искусства, знакомство с некоторыми театральными профессиями, пополнение словарного запаса, формирование грамотной речи. (Приложение №3)
4 этап – выступление и рефлексия (анализ результатов проекта). Разучивание монологов, диалогов, песен, разыгрывание сценок для постановки драматизации, а также оценивание детьми результатов собственной деятельности.
Цель этапа: дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре, как зрителей, так и артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе).
Проект рассчитан для детей старшей группы и их родителей. Предполагаемое количество участников мюзикла – 7 детей – главных персонажей, 16 детей – второстепенных, и 1-го взрослого участника и взрослых организаторов. Участие родителей в детских мини-проектах по желанию.
. Планируемый результат
Ребенок активно и с интересом участвует в постановке мюзикла, выразительно передает образ, проявляет творческую активность. Принимает активное участие в создании мини-проектов.
Работа над проектом способствует развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей и проблем.
Развиваются способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения).
У детей повышается уровень выразительности речи, владения своим голосом, телом, пластикой движений.
Работа по развитию детского творчества поможет сформировать умение подчинить средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче. Дети в дальнейшем смогут делать сознательный выбор, аргументируя его, они овладевают умением давать мотивированную оценку результатам.
Повышается уровень социальной компетентности. Дети учатся свободно общаться со сверстниками, и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствуя себя полноправными участниками. Родители проявляют инициативу, участвуют в совместной театрализованной деятельности, в процессе общения с ребенком выступают в партнерской позиции, представляя на всеобщее обозрение продукт проекта: мюзикл «Колобок на новый лад» на концерте для всех сотрудников и воспитанников детского сада, а также их родителей 24 мая в завершении учебного года.
2.3. Рабочий план реализации проекта
Таблица 1
Этапы реализации проекта
№
Этапы
Название мероприятия
Содержание мероприятия
Сроки реализации
Ответственный
1.
Организационный этап.
Разработка проекта с определением его содержания, целей и задач, с назначением ответственных лиц за его проведение
Сентябрь 2017
Музыкальный руководитель
2.
Практичес-
кий
Ознакомле-
ние детей с либретто мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»
Просмотр и
обсуждение с детьми кукольного мультфильма-сказки «Колобок» (1969) производство СССР Союзмультфильм;
Октябрь
2017
Музыкальный руководитель и воспитатели группы
Семейный
просмотр и
обсуждение с
детьми и родителями мультипликационного сериала по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов» Симбирская сказка «Колобок».
Ноябрь 2017
Родители воспитанников
Совместное чтение, пересказ и беседа по сказке «Колобок» в обработке А. Н. Толстого
Выставка детского творчества в группе на тему: «Колобок – румяный бок»
Декабрь 2017
Музыкальный руководитель и воспитатели
Вовлечение родителей к игровым тренингам, совместному творчеству
Драматизация мюзикла
Создание детских мини-проектов : «Я весёлый колобок…», «Колобок и Лиса», «Волк зубами щёлк», «Косолапый медведь», «Зайчик-попрыгайчик», «Жили-были Дед и Баба» .
Беседа и вопросы по содержанию, пересказ, обыгрывание, изобразительная деятельность по мюзиклу «Колобок на новый лад» авторов текста и музыки Е. и С. Железновых.
Включение аудио-треков с музыкой по пьесе, собственное исполнение песен.
Январь - Февраль 2018
Музыкальный руководитель, педагоги, родители
Изготовление декораций и костюмов для представления
Обсуждение пошива костюмов и изготовления декораций с детьми и родителями. Создание игровой ситуации: «Мы – артисты театра» (расклейка афиш, приглашение зрителей, распространение билетов).
Март – Апрель 2018
Музыкальный руководитель, дети, педагоги, и родители
3.
Презентационно-обобщающий
Презентация проекта
Показ мюзикла «Колобок на новый лад» для всех сотрудников и воспитанников детского сада, а также их родителей Формирование умения оценивать результаты собственной деятельности. Просмотр фото и видео материалов с собственным участием. Рефлексия.
Определение перспектив развития проекта.
Фиксация работы над постановкой мюзикла в виде стенда с фотографиями, разработка презентации проекта
Май 2018
Музыкальный руководитель, дети, педагоги, и родители
Ресурсное обеспечение
Информационные ресурсы :
https://www.ivalex/vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
https://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Материальные ресурсы: экран для презентации, музыкальный центр, костюмы, креативные декорации, атрибуты собственного изготовления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация проекта и результаты позволят нам строить подлинные партнёрские отношения с родителями, с разделением зон ответственности, с пониманием того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье. И сформированные в детском саду традиции, способствуют дальнейшему повышению родительской компетентности в вопросах педагогики, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка, формировании его психического и физического здоровья.
Подготовка и постановка спектакля проходит через все виды деятельности и имеет взаимосвязь с образовательными областями такими как, коммуникация, познание, физическая культура, социализация:
Физическая культура – развитие физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально – ритмической деятельностью.
Коммуникация – развитие свободного общения, эмоциональности, внимательности к собеседнику.
Познание – расширение кругозора детей в области музыки: подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи, подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей всех возрастных групп.
Социализация – формирование первичных представлений о себе,
своих чувствах, эмоциях при взаимодействии друг с другом.
Показатели результативности проекта:
Созданы условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности;
У детей и их родителей повысился интерес к театрализованной игре, обогатились содержание и диапазон сюжетов и ролей, расширился их кругозор;
Сформировано эмоционально-положительное отношение к театральному искусству и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности;
Родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности детей, её значимости в развитии ребенка;
Создано единое пространство «семья – детский сад»;
Повысился культурный уровень дошкольников и их родителей.
Анкетирование родителей позволило оценить эффективность проекта по его окончании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский мюзикл является не только одной из эффективных моделью сотрудничества с семьёй, которая позволяет решить проблему детского сада по взаимодействию с родителями, но и инновационной формой организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Таким образом, в процессе деятельности по подготовке мюзикла осуществляется формирование следующих интегративных качеств:
Физически – развитый: дети проявляли двигательное творчество,физические навыки, силу воли.
Любознательно – активный: дети проявляли интерес к музыке как средству; познавали эмоции, чувства, настроения; дети самостоятельно обращались с конкретными вопросами к взрослым.
Эмоционально – отзывчивый: эмоционально отзывается на настроение и характер.
Овладевший средствами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками: дети сумели самостоятельно договориться о содержании деятельности и распределении функций при сотрудничестве.
Способный управлять своим поведением и планировать действия: дети соблюдают культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности; дети с небольшой помощью взрослого планировали деятельность, осуществляли реализацию в соответствии с планом, доводили начатое дело до конца.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи: дети способны к творческой интерпретации и к самостоятельному сольному исполнению.
Овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности: дети стремятся к положительному результату музыкально – художественной деятельности; овладели необходимыми умениями и навыками.
Разработанное обоснование может послужить руководством к началу оказания дошкольными учреждениями платных дополнительных образовательных услуг. А идея и разработка проекта будет актуальна для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и учителей музыки начальной школы.
Список использованной литературы
Буренина А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учеб. -метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб., 2002. – 114 с;
Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128, с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»);
Мигунова Е. В. «Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» : Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. ТЦ «Сфера», Москва, 2009. – 128 стр. ;
Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»);
Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учеб-метод. пособие по театрализованной деятельности. – Спб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112с. : ил. ;
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с. : ил. – (Театр и дети).;
Царенко Л. И. «От потешек к Пушкинскому балу» Линка-Пресс, М., 1999г.