Ольга Вельш
Детские конфликты. Как быть?
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Детские конфликты»
Цель: расширить круг методов и приемов работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Развивать навыки управления межличностными конфликтами и конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе;
2. Формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях и навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.
Публикация «Детские конфликты, Как быть?» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
1. Вступительная беседа.
- Наш семинар посвящен детским конфликтам.
- С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано.
-Попробуйте сформулировать что такое конфликт?
-Из-за чего могут возникать конфликты у детей разных возрастов? (У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек и из-за разрушения игры, у детей среднего возраста – из-за ролей, выбор общей темы игры, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. играть, медлительные, несообразительные, неумелые.)
2. Теоретическая часть.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети :
Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
-Тебе хочется ходить в детский сад?
-Почему?
-С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
-Какие игры ты знаешь?
-В какие игры ты умеешь играть?
-В какие игры ты любишь играть больше всего?
-Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
-Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
-Можно ли нарушать эти правила?
-Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
-Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
-Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
- Попробуй объяснить свое мнение.
-Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Обсуждать нужно следующее:
Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
Как быть в этой ситуации? (найти решение)
3. Практическая часть.
А теперь давайте попробуем применить наши знания на практике:
1. «Чья машинка?»
Паше и Сереже 3 года. Мальчики бегали вокруг стола, где стояло несколько машинок. Паша берет легковую машинку и отходит в сторону. Сережа идет за ним и пытается отобрать машинку. Оба громко кричат.
Ваши действия. ?
2. «Где, чья роль?»
Дети собрались играть в сюжетно-ролевую игру.
Я буду врачом, — кричала Наташа.
А я- бортмехаником! — сказала Саша.
Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
А я первый сказал!
Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Ваши действия?
3. «Кто будет мамой?»
Две девочки (им по 5 лет) никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.
Я хочу!
И я хочу! — спорят они.
Двух мам не бывает,— говорит одна из них.
Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.
Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.
Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.
Ваши действия?
4. "Это мой велосипед".
Лето. Четырехлетние мальчики Витя и Андрей играют на площадке детского сада. Неподалеку от них лежат два велосипеда. Почти одновременно мальчики подходят к красному велосипеду и начинают тянуть его к себе, отталкивая друг друга. Оба сердито кричат.
Витя: "Это мое!"
Андрей: "Нет, я хочу кататься на нем!"
Витя: "Я первый захотел!"
Андрей: "Нет, он мой!"
Ваши действия?
4. Вывод:
Нужно, чтобы детям было понятно, его они хотят друг от друга, и что у других детей тоже есть свои интересы. Воспитателю нужно донести до детей, что он им старается помочь направить все усилия, чтобы найти способ для достижения цели. Если воспитанник понимает, что воспитатель хочет ему помочь, то воспитанник сам отвечает за свои поступки.
Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы. Так же я предлагаю вам использовать в работе с детьми игры, направленные на снятие конфликтности, на сплоченность и сотрудничество между детьми.