Ирина Павлова
«Средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность в детском саду? Эта фраза наверняка у многих вызовет улыбку. Возможна ли вообще такая деятельность для детей дошкольного возраста? И я, на собственном опыте убедилась, что она не только возможна, но и полезна, так как позволяет научить детей, получать новые знания не в готовом виде, а через собственный творческий поиск.
Публикация «„Средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В совместной со взрослым деятельности, дошкольники раскрывают «тайны природы», «секреты окружающих предметов», исследуют свойства веществ и материалов. Но как показывают исследования, у значительной части детей логико-математический опыт недостаточно обобщен и системен: при достаточно хорошем уровне запоминания состава числа, успешном решении арифметических задач, дети не используют освоенноев самостоятельной деятельности. Выявлен, средне-низкий уровень развития экспериментирования, дети затрудняются выдвигать гипотезы, выделять противоречия, проблемы, ставить вопросы/ на материале решения математических задач и ситуаций/. Исходя из выше сказанного, считаю, что необходимо развивать исследовательскую активность каждого ребенка и в логико-математической деятельности. Усвоению достаточно сложных математических знаний и формированию интереса к ним мне помогала проектная деятельность, которая, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию.
Для этого мною было создано методическое пособие «Мини-проекты – средство развития исследовательских умений в логико-математической деятельности старших дошкольников».
Цель: Полноценное раскрытие познавательного потенциала и развитие исследовательской активности дошкольников в логико-математической деятельности.
Данное пособие может включать в себя следующие блоки: «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», но педагог вправе выбрать любое количество блоков. По результатам мониторинга детей моей группы я остановилась на трех: Количество и счет», «Форма», «Величина»,
Весь курс пособия – это занимательное путешествие детей в «Страну Математика». Дети, попадая в эту страну, встречаются с жителями города «Измерений», городов «Циферляндия» и «Фигурия». И всякий раз дети оказываются в ситуациях, объединенных в мини-проекты, каждый из которых, сопровождается сценарием и единой сюжетной линией и главными героями: Считайкой, Колобком и Матроскиным.
А теперь давайте рассмотрим технологию работы в данных блоках на одном из примеров.
Например, блок «Количество и счет». В данном блоке решаются следующие задачи:
1. Уточнить и расширить представления о числе и цифре.
2. Обозначать количество цифрой.
3. Выделение отдельных предметов из группы и объединение предметов в группу.
4. Нахождение предмета из большего числа предметов в окружающей обстановке.
5. Сравнение двух групп предметов по количественному признаку.
6. Установление отношений: больше, меньше, поровну.
7. Обучение счету.
Первоочередной задачей в данном блоке было расширение и обогащение знаний детей о цифрах и числах через проекты: «Царица Единица», «Цифра два», «Цифра три - словно ласточка смотри» и т. д.
Для реализации каждого из проектов была создана проектная карта, в которой подобран материал для решения поставленных задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах по всем образовательным областям через созданные центры активности, ключевым из которых, является «Центр математики»и прописан выход проекта. Дети защищали проекты групповым и индивидуальными способами, готовили выставку «Царица – Единица», создавали макет города «Циферляндия» и т. д.
Главной же задачей дошкольников, в ходе реализации этих проектов – узнать как можно больше о выбранном объекте, а потом интересно рассказать об этом другим. Для этого дети в ходе поисковой деятельности искали различную информацию о цифрах и числах в разных источниках. Например: дети подбирали стихи, загадки, пословицы, поговорки, подвижные игры и физминутки, искали сказки и рассказы про цифры.
Работая в центрах активности, у детей была возможность практически решать поставленные задачи. Например:
Центр творчества: дети могли изготовить из разных материалов цифру, разукрашивали их, штриховали, лепили, вырезали, работали с трафаретом и т. д.
Центр игры: разучивали физминутки, игры с движениями, проводились игры соревнования и т. д.
Центр грамоты: решали кроссворды,
Подобранный материал презентовался детьми в разных вариантах: через создание газет, альбомов, мини-книжек, в ходе театральной, игровой и продуктивной деятельности.
В ходе реализации проекта, для освоения детьми исследовательских умений в логико-математическом развитии, я использовала развивающие проблемно-игровые образовательные ситуации, которые объединила в мини-проекты. Каждый из которых, сопровождается сценарием, время реализации этого сценария непродолжительно.
Например:
Дети отправляются в путешествие в «Страну Математика» и на их пути встречается город «Циферляндия». Но дети не знают о том, кто там живет и как выглядят эти жители.
Работа детей в данной ситуации строиться последовательно или поэтапно:
На первом этапе дети слушают про королевство цифр, о том кто там живет и как выглядят эти жители. Таким образом, происходит вхождение в проблему.
На втором и третьем этапах развития исследовательской деятельности дети говорят, что они будут делать. Например: используя разные по цвету и размеру картонные цифры, разрезанные на части, дети собирают цифры из уже имеющихся частей. И с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что части надо подбирать по исходным свойствам: в данном случае по цвету и размеру.
На четвертом этапе дети экспериментально проверяют свои догадки и делают окончательные выводы. Таким образом, практически подтверждается ранее сформулированная гипотеза.
В следующий раз детям вновь предлагалось послушать историю, которая происходит с жителями города. В городе «Циферляндия» готовятся к балу и всем цифрам необходимо прийти в нарядных красивых костюмах, но в коробке вся одежда перепуталась. Детям нужно помочь каждой цифре найти свой костюм или платье. В данной ситуации дети возьмут разные цифры и попробуют им примерить разные наряды. Здесь дети с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что подбирать наряды надо при помощью метода наложения. Что каждый наряд должен соответствовать форме цифры. Работа в этой ситуации также будет строиться последовательно по четырем этапам.
В ходе реализации проекта проблемно-игровых ситуаций может возникнуть неограниченное количество. Это зависит от задач стоящих перед педагогом и его творческого воображения.
Используя метод проектов, следует помнить, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Совместный сбор материалов по теме, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
Считаю, что проектно - исследовательская деятельность в логико-математическом развитии дошкольников позволяет развить в детях стремление к познанию неизведанного, желание самостоятельно, методом проб и ошибок достичь поставленные цели, найти пути и способы решения сложных задач. А нам педагогам решать поставленные задачи, учитывая интересы и желания детей и заряжаться их неиссякаемой энергией.