Светлана Саватеева
Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление с высказывания
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется как бегством от собственной
душевной боли….
Эрих Фромм
Публикация «Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.
Но что же такое детская агрессия и как она проявляется?
Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется.
Для начала я предлагаю рассмотреть основные причины детской агрессивности. Почему дети начинают себя вести неподобающим образом, откуда столько негатива, в чем источник проблем.
Первая причина это обстановка в семье.
Мы понимаем, что родители оказывают большое влияние на ребёнка и, в частности, на его поведение. Стили воспитания в семье по-разному влияют на формирование личности. Рассмотрим классификацию Э. Г. Эйдемиллера (семейного психотерапевта, который выделяет несколько травмирующих стилей воспитания:
- эмоциональное отвержение. Неприятие родителями своих детей (когда родитель относится к ребенку с пренебрежением, негативом, отторжением, постоянным недовольством в отношении ребёнка. Родители стремятся избежать тесных контактов, а при случае освободится как-нибудь от обузы. Такая обстановка может возникнуть в неблагополучных семьях (алкоголизм родителей, употребление наркотических веществ и т. д.);
- доминирующая гиперопека (чрезмерный контроль со стороны родителей. Родители полностью контролируют жизнь ребёнка, не дают ему свободы, право выбора считают, что они лучше знаю, что важно и необходимо их ребёнку);
- гипопротекция -это недостаток опеки и контроля над поведением, доходящей иногда до полной безнадзорности, часто проявляется как недостаток внимания и заботы. Такие родители безразлично относятся к своему ребёнку, им неинтересна их жизнь, они полностью заняты своей. По сути, такие дети предоставлены сами себе);
- потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний. Ребёнок требует от родителей «здесь и сейчас», не терпит отказов или, когда что-то идёт не по тому, как захотел он. Тогда ребёнок прибегает к различным методам манипуляции, а в том числе и начинает вести себя агрессивно (разбрасывать игрушки, истереть, называть бранные слова в отношении матери или отца).
Вторая причина агрессивного поведения – личностные особенности (темперамент, характер и т. д.).
Здесь мы говорим о том, что как выяснил наш российский физиолог – И. П. Павлов, реакция агрессивности является врожденной, но ее проявление зависит от типа нервной системы. Эти типы соответствуют четырем классическим типам темперамента: сангивиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Стоит отметить, что тип нервной системы относительно слабо подвержен изменениям в будущем (независимо от воспитания и окружения).
Холерики возбуждаются легко и быстро, их реакция бывает слишком эмоциональной, в ответ на чью-то выходку могут отреагировать мгновенно – накричать, стукнуть, толкнуть и т. д.
Флегматики долго терпят, но, если их достать – мало не покажется.
Сангвиники без надобности не будут проявлять агрессию, но при необходимости могут за себя постоять.
А вот впечатлительные и ранимые меланхолики постараются сделать все возможное, чтобы на них не обращали внимание, даже если их кто-то уже обидел.
Таким образом, мы с Вами понимаем, что по происхождению детская агрессия бывает различной и подход к ребёнку нужно выстраивать соответствующим образом.
Третья причина агрессивного поведения ребенка - это особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
Давайте теперь рассмотрим более подробно, как может проявляться агрессия у детей дошкольного возраста.
Агрессия может быть вербальная и физическая.
Вербальная в первую очередь направлена на кого-то это могут быть обвинения или угрозы сверстнику, иногда и педагогу, это могут быть жалобы или демонстративные угрозы.
Физическая агрессия направлена, как правило, на нанесение материального ущерба другому через физическое воздействие. У дошкольников это может проявляться следующим образом:
- разрушение продуктов деятельности другого (ломает постройку из кубиков, конструктора, песка и т. д.);
- порча чужих вещей (ломает игрушки, бросает на пол чужую машинку и с чувством собственного достоинства наблюдает за происходящим);
- ребенок часто привлекает к себе внимание (отбирает игрушки, начинает вести себя громка, дурачиться);
- подчеркивает своё превосходство, ущемляя достижение другого ребёнка;
- применяет агрессию как защиту или месть (дети в ответ могут отвечать яркими вспышками агрессии, кусаться, драться);
- стремление всегда и везде быть главным (если попытка занять первое место (например, в строю) не удалась, то ребёнок начинает отталкивать опередившего его сверстника, хватать за волосы и т. д.);
- стремиться заполучить желаемый предмет любыми путями (могут прибегать к прямому насилию над сверстниками).
Последствия - это когда агрессия у ребенка принимает хроническую форму, подкрепляется воспитанием и семейной обстановкой, она может стать неотъемлемой частью личности ребенка – он вырастет грубым человеком, обиженным на себя, окружающих людей и мир, будет чаще других подвергаться депрессиям и стрессам. Такой человек не сможет достигнуть успеха в жизни, создать благополучную семью, построить карьеру.
Более того, агрессия может развиться в психическое расстройство и социальную дезадаптацию, тогда не исключены и неадекватное поведение и правонарушения. При аутоагрессии в дошкольном возрасте малыш наносит себе вред, а вот в возрасте подростковом такой вид поведения может стать причиной даже самоубийства.
Поэтому необходимо понимать, что агрессивным поведением ребенок как бы просит мир и взрослых о помощи, дает своеобразный сигнал бедствия о своих внутренних проблемах, которые не может решить самостоятельность. Маленький человек чувствует себя одиноким и ненужным и очень нуждается не только в понимании и ласке, но и в помощи квалифицированного психолога.
Одним из самых частых запросов, поступающих со стороны воспитателей, является запрос на работу с агрессивными детьми. И как с любым запросом работа начинается с проведения диагностики. Диагностика агрессивного поведения ребёнка может проводиться, как с ребёнком, так и с педагогами и родителями. Предлагаю вашему внимание некоторые диагностические методики для выявления агрессивности у дошкольников :
- Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»
Лютова К. К., Монина Г. Б. ;
- АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко);
- Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
- Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого». Методика А. Романова;
- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур);
- ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «СКАЗКА» ЛУИЗЫ ДЮСС.
- Методика «Несуществующее животное»
-рисуночный тест "Моя Семья"
В ходе диагностики получаем данные о чертах характера ребенка (детей, которые подлежат коррекции. Коррекцию проводим как индивидуальную, так и групповую.
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
В своей коррекционной работе с агрессивными детьми использую следующую литературу:
- В. Я Зедгенидзе " Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников";
-М. А. Аралова Справочник психолога ДОУ;
- Коррекционная программ И. В. Ковалевой "Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста";
- С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко "Коррекционно -развивающие занятия по снижению детской агрессии"
- Чистякова М. И. «Психогимнастика»
- Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Падающая башня», «Уходи,злость, уходи!», «Два барана», «Курицы и петух», «Ругаемся овощами».
- Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей : «Возьмите себя в руки», «Дыши и думай красиво», «Стойкий солдатик», «Солнечный зайчик».
-Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Как ты сегодня себя чувствуешь?», «Классификация чувств».
-Упражнения на развитие позитивного отношения к жизни, закрепление
положительных эмоций; Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка»,«Волшебная палочка»
Так же в своей коррекционной работе использую АРТ-терапию во всех ее проявлениях (изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, музыкатерапия, мандолотерапия и т. д.) и я вам скажу, что это самый эффективный метод в моей работе. Также постоянно в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж, релаксации и т. д.
Параллельно ведется работа родителями и педагогами.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:
-информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
-обучение эффективным способам общения с ребенком.
Работа с воспитателями: консультации, семинары, лекции, рекомендации, беседы и т. д.