Галина Евгеньевна Красноцветова
Конспект занятия в подготовительной группе «Десять правил маленького гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
«Десять правил маленького гражданина»
Цель: знакомство детей с правилами маленького Россиянина.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, способствовать воспитанию нравственных и моральных качеств детей
Обучающие
помочь осознать принадлежность к своему государству, дать понятие «гражданин»,
способствовать формированию понятия честь
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Десять правил маленького гражданина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
способствовать формированию умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников
способствовать получению новых знаний в игровой форме
Развивающие
развивать чувство гордости за Россию,
закрепить знание государственной символики
способствовать формированию активной жизненной позиции дошкольников,
способствовать развитию речи и активизации словаря детей
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, художественное слово
Материалы и оборудование:
Словарь, разрезные картинки, интерактивный комплекс, презентация, палочка, текст стихотворения А. Гаврюшкина «Десять правил маленького россиянина», мультимедийная игра «Хорошо-плохо».
Предварительная работа:
Беседы о государственной символике
Дидактические игры: «Собери флаг», «Собери герб», «Хорошо-плохо»
Прослушивание гимна России
Участие в акции «Бессмертный полк»
Работа в тетради «Я люблю Владимир»
Экскурсии: в музей «Русской избы», знакомство со стендом «Права ребенка»
Чтение книг
Содержание занятия.
Процесс вовлечения и актуализации знаний
Воспитатель обращает внимание на новый предмет, появившийся в группе : Св-во о рождении
Ребята, я сегодня принесла интересный документ. Хотите посмотреть? (рассматривают)
Это - свидетельство о рождении. У каждого из вас есть Свидетельство о рождении.
В нем записано имя, фамилия, отчество, кому документ принадлежит.
Актуализация опорных знаний
А кто вам дал имя? (родители)
Кем вы для мамы и папы являетесь? (детьми)
А для меня вы кто? (воспитанники)
А если пойдете в магазин? (покупатели) В парикмахерскую? (клиенты, В больницу? (пациенты) В театр (зрители). А в школу? (ученики) Когда идем по улице? (пешеходы)
Но кроме имени у вас есть отчество. Как дается отчество? (по папе)
Все знают свое отчество? Тогда я предлагаю представиться. (Последней представляется воспитатель)
Интересно, у нас разные имена, отчества, родители, мы не похожи друг на друга. И все же есть у нас у всех общее… А что это, вы скажете, когда послушаете стихотворение Р. Сефа:
-Кто по улице идет?
-Необычный пешеход.
У него 500 имен.
На заводе - мастер он.
В яслях он - Родитель.
В кинотеатре- Зритель.
А пришел на стадион
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук
Для кого-то
Близкий друг.
Он - мечтатель
В дни весны,
Он - военный
В дни войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин
Своей страны.
Что же, ребята, объединяет нас всех? (Мы граждане своей страны)
А какой страны мы граждане? (России) А как можно назвать граждан России? (Россияне). Мы с вами россияне, граждане России.
Вы стали гражданами, как только появились на свет. Родители зарегистрировали вас в ЗАГСЕ, дав вам имя, фамилию. Они как бы представили вас государству как новых граждан. А государство взяло на себя заботу о вас и охрану, а также гарантировало вам права.
Не случайно мы стоим возле стенда, который называется «Права детей». А первый в вашей документ отличает вас от всех других детей, подтверждая, что вы не похожи на других, но все вы ГРАЖДАНЕ.
Процесс целеполагания
Интересно, то же обозначает слово ГРАЖДАНИН? Как вы думаете, где можно узнать о значении слова? ( перечисляют: интернет, словарь). Вы знаете, я предугадала ваши ответы и взяла с собой словарь Ушакова. Сейчас мы узнаем, как толкует автор слово ГРАЖДАНИН.
-Гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила).
А вы знаете эти правила? А хотите узнать?
Конечно, ребята, я могла бы вам сейчас сразу перечислить эти правила.
Но я думаю, что все же интереснее что-то находить, выводить самостоятельно.
Вы любите играть?
Я приглашаю вас в наш игровой компьютерный зал, где мы с вами постараемся вывести правила маленького гражданина.
Основная часть
-На экране поле с неоткрытыми ячейками. Сколько ячеек вы насчитали? (10)
За каждой ячейкой скрыта картинка- подсказка, которая поможет сформулировать правило. Каждый из вас по очереди будет открывать ячейку и рассказывать, что изображено на картинке, а вместе мы сформулируем правила.
Ячейка №1 (кроссворд)
- Какая фраза зашифрована в нем? (любить свою Родину)
А что значит – любить Родину? За что ты любишь свою Родину?
(высказывания детей)
- Любить Родину – это делать все для ее процветания. А что мы можем сделать? Просто хорошо выполнять свою работу, каждый день делая нашу страну лучше и лучше. Врач должен хорошо лечить взрослых и детей, строитель- строить города, воспитатель и учитель –воспитывать и учить детей, а вы, дети, –хорошо учиться. Вместе мы сможем сделать для страны много.
Прежде чем открыть следующую ячейку предлагаю передохнуть. Я попрошу вас подняться и повторять за мной:
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Ячейка №2 (Министр обороны отдает честь войскам во время парада)
- Да, у военных принято отдавать честь старшим по званию, прикладывать выпрямленную ладонь правой руки к козырьку фуражки или военному берету, и младшие по званию отвечают тем же.
Это не просто воинское приветствие, а проявление того, что для человека большая честь приветствовать кого-то. Так проявляется уважение к высокому званию воина, защитника Отечества.
Военные люди говорят: «Честь имею!» Они прямо заявляют о том, что на них можно положиться, что они не подведут и не предадут.
Не раз к вам обращались со словами: «Ты будешь защищать честь детского сада» (соревнования, принимали гостей, недавно квест - игра с др. садиками).
Что это значит для вас? (ответы детей)
(Значит, на вас возлагают большую ответственность, и ваш долг - справиться с заданием).
Ячейка №3 ( Картинки: нотный стан со скрипичным ключом, российские болельщики на стадионе)
Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов слов и музыки гимна РФ.
- Где исполняется гимн?
- Как нужно себя вести, слушая исполнение гимна?
Ячейка №4 (изображение герба и флага РФ)
Согласитесь, ребята, что нас очень красивый герб.
-Какая птица изображена на гербе? Почему орел?
-Почему две головы?
-Как называются предметы, ктр. держит орел в лапах?
-О чем напоминают скипетр, держава и короны?
-Кто изображен на красном щите?
- Что олицетворяет змей?
Где можно встретить изображение герба?
Молодцы! Вы много знаете о гербе своей страны. А вот посмотрим, насколько вы внимательны. Задание собрать разрезные картинки «Герб»
Какие цвета используются в российском флаге? (триколор)
Какой цвет в середине?
Что обозначает каждый цвет?
-Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации? (22 августа)
Помните: лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
ИГРА «Узнай флаг России». Выберите на слайде флаг России.
Ячейка №5 (картинка «Разбитая ваза»)
Психогимнастика «Выйди к свету»
«Представьте, что вы попали в холодное подземелье. Вам тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, холодно, темно, неуютно. Вам хочется скорее выйти отсюда. Но впереди нет хода. Вы идете по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Вы быстро побежали, раскидали камни и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на вас своим светом. Теплый ветер стал трепать ваши волосы. Вы вдохнули свежий воздух, радостью наполнилась ваша грудь. И вы почувствовали себя свободными и счастливыми.
- Ребята, что вы почувствовали в темном подземелье?
( предполагаемые ответы детей: страх, ужас, дрожь, тяжесть, холод.)
Такие чувства испытывает любой человек, когда кривит душой, когда совершает плохие поступки. На душе так же темно, неуютно, страшно.
- А какие чувства вы испытывали, когда вышли на свет? ( предполагаемые ответы детей: радость, спокойствие, облегчение, счастье, теплоту)
Ячейка №6 (картинка «Мальчик помогает бабушке»)
-Что изображено на картинке? Что можете сказать о мальчике и его поступке?
Нужно быть внимательными, ведь рядом с нами живет много стареньких людей, порою одиноких старых людей, и они могут нуждаться в нашем сочувствии, добром отношении, тактичности, помощи.
Не жалейте добрых слов привета
Для больных, усталых стариков.
Что бы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки,
Или просто взгляда добрых глаз,
Чтобы мир их сумрачный и зыбкий
Озарился радостью тот час.
Помощь нужна не только старым людям, но и малышам, людям с ограниченными возможностями.
Я подобрала для вас несколько проблемных ситуаций. Вам нужно решить, хороший это поступок или нет, и отравить картинку на нужную чашу весов.
Мультимедийная игра "Хорошо-плохо"
Ячейка №7
- Что общего на этих картинках? (иконы с божественными ликами).
Русские люди испокон веков были православными, т. е. верили в Бога, славили его. Вы ведь были в нашей русской избе и видели - в Красном углу висит икона. У многих из вас нательные крестики, которые повесила вам мама, потому что она верит, что крестик вас убережет от плохого.
А в трудные времена, когда русским людям особенно было тяжело (например перед сражением, где численность врагов превышала, они молились Богу и верили, что он их защитит. И эта вера придавала им силы для боя, надежду на победу.
Ячейка №8 (мальчик тайком достает из чужого пальто кошелек)
Взять чужие деньги тайком – это хорошо или плохо? А у человека есть выбор: брать или не брать? (да).
Так уж устроено, что в мире есть свет и тьма. Есть добро и зло. И человек должен выбрать, по какому пути он пойдет.
Не каждый может побороть соблазн. Некоторые люди поддаются искушению злом - совершают дурные поступки. Потому что жажда легких денег оказывается сильнее.
Соблазн - это испытание, с которым нужно бороться.
Ячейка №9 (картина Васнецова «Богатыри»)
• Кто изображен на картине Васнецова?
• Назовите имена богатырей.
• Кто такие богатыри?
• Каким должен быть защитник?
Игра «Передавай -называй» (встают в круг, передают палочку) называют, каким должен быть защитник (храбрый, смелый, дружественный, отважный, мужественный, крепкий, героический, верный, любящий, стойкий)
Во все времена были люди, защищавшие русскую землю, готовые жертвовать своими интересами, жизнью во имя государства во время войн, гордиться принадлежностью к конкретному государству, отстаивать его интересы.
Рассматриваем картину Петра Александровича Кривоногова «Поединок на Курской дуге».
- Что художник изобразил на картине? (ответы детей)
- Солдат один на один с танком. Он сознательно идет на гибель.
Кто он, этот солдат, как его зовут, не известно, но с уверенностью можно сказать, что душа у него богатырская, бесстрашная, русская.
- А сколько мальчишек и девчонок в Великую Отечественную войну защищали свою страну, совершали подвиги во имя Родины.
У поэта Роберта Рождественского есть такие строки:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь.» Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
-Что заставляло людей жертвовать собой? (ответы детей)
Ячейка №10 (фотография Вечного огня)
- Вы узнали памятник? Где он находится?
- Что значит Вечный огонь? Для чего люди приходят к нему и возлагают цветы? (Это память о тех, кто не вернулся с войны, кто отдал свои жизни ради того, чтобы мы с вами не знали ужасов войны)
Ежегодно накануне 9 мая вы проходите в рядах Бессмертного полка вокруг детского сада, неся фотографии родственников, участников Вов. А 9 мая вместе с родителями идете на парад не только для того, чтобы разделить радость Великого праздника Победы, но и вспомнить их, подаривших нам мирное небо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
-Вы, ребята, молодцы! Вы открыли все ячейки, сформулировали все 10 правил.
Предлагаю вспомнить их еще раз. Чтение стихотворения А. Гаврюшкина «Десять правил маленького россиянина».
Скоро вы уйдете из детского сада и будете учиться в школе. Я хочу, чтобы вы с гордостью говорили «Я- гражданин России» и никогда не забывали правила, которые мы вывели с вами сегодня, и следовали им. А на память о сегодняшнем занятии у вас останется тетрадь «Я люблю Владимир», где перечислены правила юного гражданина.
Рефлексия
- Вам понравилось занятие?
Если понравилось и вы готовы следовать правилам, отправьте смайлик в портфель : если не понравилось и правила эти вам не нужны - в мусорную корзину.
PS : Занятие можно разбить на два или перенести игры на вторую половину дня.