Наталия Сыромятникова
Конспект занятия «Деревья леса. Что делает человек из древесины»
▼ Скачать + Заказать документы
Деревья леса. Что делает человек из древесины
Тип урока: Урок первичного освоения новых знаний.
Цели:
Образовательные:
продолжить знакомство детей с деревьями леса, познакомить обучающихся с ролью деревьев в жизни человека;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Деревья леса, Что делает человек из древесины“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, мышление, умение работать в паре;
Воспитательные:
содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Деревья леса»; выставка книг о деревьях леса, игрушки и предметы из дерева.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:
- различать и сравнивать деревья леса,
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и природы.
Метапредметные
В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:
познавательные– находить в учебниках, дополнительной литературе достоверную информацию;
- сравнивать объекты по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
регулятивные – определять цель учебной деятельности;
- выбирать средства достижения цели;
- оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки;
коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его;
- организовывать работу в паре;
- использовать ИКТ для достижения своей цели;
личностные – осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;
- осознавать целостность мира на примере темы урока;
- учиться осмысливать свое поведение.
Личностные
В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:
- осознать красоту и пользу деревьев России.
Ход урока:
№ Этап урока. Содержание этапа.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы отправимся в очередное путешествие. А куда - отгадайте:
(Слайд 1)
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес.)
Дать индивидуальные карточки:
Что такое ЛЕС? (слайд 2)
Можно ли сказать «Лес – это дом?» Докажите.
(В лесу живут звери и птицы).
- Лес можно сравнить с многоэтажным домом? Почему?
(Верхний ярус – деревья, средний ярус –
кустарники, нижний ярус – травянистые растения).
Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?
(лиственный)
Хвойные? (хвойный)
А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)
Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения: ромашка, тополь, шиповник, клевер, дуб, осина, смородина, берёза.
Почему? (3 яруса)
Чем деревья отличаются от других растений? (ствол, высота)
(проверить ответы по карточкам)
3. Постановка учебной задачи. А о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете,
прослушав стихотворения, которые подготовили ребята.
1 ученик:
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев
2 ученик:
Многоэтажный этот дом
Не знает праздного безделья.
Упорным занят он трудом
От купола до подземелья.
Здесь ловят солнце зеркала
В лаборатории высокой.
И движутся внутри ствола
Добытые корнями соки.
Бормочут листья в полусне,
Но это мнимая дремота.
В глуши, в покое, в тишине
Идет незримая работа.
С. Маршак
-Если сложности, то загадка:
Их весной и летом
Мы видели одетыми.
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха их всех одели. (Деревья)
- Какая тема нашего сегодняшнего урока? Кто уже догадался?
ДЕРЕВЬЯ ЛЕСА (слайд 2)
- А какие деревья растут в лесу? Давайте вспомним.
1 пара – отгадывают ребус
(слайд 3)
Учусь различать растения
Дерево или куст, в чем еще отличия?
- Ребята, скажите, а все ли мы знаем о деревьях?
- А что вы хотите узнать о деревьях?
- Как вы думаете, какова задача нашего урока?
Узнать, какова роль деревьев в жизни человека.
4. Изучение нового материала.
Работа по теме урока (в парах)
- Пользуясь учебниками, книгами, составьте рассказ о деревьях.
1 пара: текст о дубе, березе на стр. 45-47
2 пара: текст о сосне, лиственнице на стр. 47-48
- Расскажите всем, что вы узнали о деревьях, о том, какую роль играют в жизни людей дуб, береза, сосна, лиственница.
Вопросы:
- Какое дерево считают долгожителем? (дуб)
- Почему о березке говорят: «Спасительница»?
(после лесных пожаров вырастают первыми, а под их защитой появляются молодые елочки)
- Почему лиственницу так называют? (сбрасывает свою хвою на зиму, как лиственные деревья)
Значение леса.
Источник древесины.
Источник топлива.
Аптека для людей.
Место отдыха.
5. Физминутка. Мы немножко отдохнем, (встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают пение птиц).
6. Продолжение изучения нового материала.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, ребята, а много ли деревьев растет в нашей Республике Коми?
- А давайте узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
Мягколиственные породы деревьев : берёза, осина, ива, ольха и кустарники.
Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта
Работа в тетрадях.
Стр. 18, задание №1,2
7. Закрепление изученного.
1. Разгадывание загадок. (дополнительное задание)
№1. Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой расту под горой.
(Береза)
№2. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
№ 3. Она всегда вдоль рек растёт.
О ней все много песен знают.
За то, что клонит ветви вниз
Её плакучей называют.
(Ива)
№ 4. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
№ 5. У неё одё жки колки:
Всё иголки, да иголки.
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож».
(Ель)
Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз).
- Откройте учебник, стр. 48.
-прочитайте, что там говорится о древесине?
- Совпало наше предположение? Что такое древесина?
-Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой.
Ребята! А знаете, что человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Это был материал для постройки домов. Плотники ставили избы, столяры - шкафы, скамьи, колыбельки для детей миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти. И сейчас деревья играют огромную роль в жизни людей.
- В учебнике рассмотрите рисунок – схему с. 49.
Прочитайте о том, как человек использует древесину? При чтении делайте пометки :
Зажать палец на правой руке – знал
Зажать палец на левой руке – не знал
Посмотрите нашу выставку изделий из дерева.
Ответьте на вопросы какая? Что делают? Изделия: что?
Древесина
Твердая, крепкая, стойкая,
Добывают, пилят, рубят, вырезают, шлифуют.
Изделия из дерева – книги, тетради, линейки, шкафы, парты, доски, миски, ложки, скалки, лодки, шкатулки, лыжи.
2. Повторение правил поведения в лесу. (Слайд 4)
- А как нужно вести себя в лесу?
Нельзя кричать в лесу, пугая животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
Не следует рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
Не нужно ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
Не стоит ловить бабочек, жуков и других животных.
Нельзя в лесу сорить. Уходя из леса, убирайте за собой мусор. Пожар может возникнуть даже от осколка стекла.
8. Домашнее задание
. Составить паспорт дерева с. 50 учебник, описание.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания, узнали ли вы то, что хотели?
- Что нового вы узнали о каком – либо из деревьев?
- Что вам особенно запомнилось или понравилось?
За что вы можете сегодня похвалить себя?
В чем вы были успешны?
Что получилось?
Что не получилось?
Чем интересен был урок?
Ответьте на вопросы, продолжив предложения:(Слайд 5)
- Я знал, что …
- Я узнал, что…
- Я хочу узнать…
Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать.
- Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право- пользоваться его дарами, а наша обязанность – охранять его.
Выставление оценок
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!